Каждый успешный человек - это мастер своего дела. Пониманию рецепта востребованности поможет разделение мастерство на три части: мастерство собранности (ролевое мастерство), методологическое (интеллектуальное) мастерство и прикладное мастерство. Покажем как такое деление выводит на осознанный уровень интуитивные действия человека по получению профессии. В этом посте дается модель мастерства, которая позволяет человеку создавать личную траекторию развития.
Мастерство собранности формируется у человека с детства. Взрослые учат детей владеть собой: планировать время, управлять вниманием, быть дисциплинированным и т.п. В школе мы учимся учиться, постигаем мастерство ученика: сначала на простых (арифметика), а потом на сложных дисциплинах (высшая математика или физика). Чем лучше мы владеем собой и можем "собирать себя в кучку", тем с большей вероятностью мы доводим запланированное до конца. Особенно это касается изучения абстрактных методологических дисциплин, которые формируют интеллект.
В ВУЗе посредством фундаментального образования развивается интеллект. Интеллект можно представить как способность человека разбираться в новом деле, ставить и решать новые задачи, учиться новому мастерству и новому уровню в старом мастерстве. Некоторые мозговитые и талантливые студенты могут обладать высоким интеллектом, но иметь низкое мастерство собранности. Бывает, что последнее не позволяет им даже закончить ВУЗ.
В некоторых ВУЗах (например, медицинских) одновременно с необходимым интеллектом также закладывают основы прикладного мастерства. Тем не менее, ВУЗы рассчитаны на теоретические знания, а получение прикладного мастерства происходит преимущественно в жизненных и рабочих условиях. Даже в медицинском вузе говорят, что "стать" врачом можно по окончании ВУЗа, но вот чтобы "быть" врачом требуется практика. Результатом прикладного мастерства является рабочий продукт, за который специалист получает вознаграждение. Рабочим продуктом врача будет вылеченный пациент, для бухгалтера - составленный бухгалтерский баланс, для инженера дорожника - дорога.
Несмотря на то, что эта модель хорошо себя зарекомендовала в прошлом, она требует корректировки в современных реалиях. В прошлом веке люди получали одну профессию на всю жизнь. Поэтому интеллект развивался до степени достаточного для освоения соответствующей профессии. Специалисты обычно развивались в рамках своей профессии, оттачивали прикладное мастерство на рабочем месте до выхода на пенсию. Конкуренция не предъявляла требований к постоянному изучению новых прикладных практик, и курсы повышения квалификации считались "легкой прогулкой".
Новым поколениям придется кардинально переучиваться несколько раз за жизнь. И интеллект достаточный для маркетолога будет недостаточен для того, чтобы стать проектным менеджером, интеллекта математика может быть недостаточно для получения профессии системного инженера. Ограниченному интеллектом маркетологу будет сложно освоить практики проектного управления такие как PMBok, PMI или P2M. И в первую очередь, это связано со временем. Интеллект дает скорость обучения, и соответственно быстрое получение результата. А человек с недостаточным интеллектом имеет больше шансов слиться, не получая положительного подкрепления от сложного интеллектуального труда.
Не спасет и старая ставка на дисциплины STEM (наука, технология, прикладная инженерия и математика), которая игнорирует современное системное мышление и онтологику. Чтобы не жить на базовый доход и не зависеть от одной профессии, не быть в числе лишних людей в век роботизации, необходимо уделить осознанное внимание своему интеллекту. Чтобы быть востребованным придется разобраться что такое "интеллект" на функциональном уровне и зачем вкладываться в фундаментальное образование. Для понимания того, как жить условиях неопределенности и куда инвестировать время советуем прочитать новую книгу А.Левенчука "Образование для образованных". Разобравшись в этом можно легко ответить на вопрос почему узкая специализация, даже в ИТ, будет рискованной инвестицией, если ее не подкрепить развитием методологического или интеллектуального мастерства.
Но на пути к развитому интеллекту нельзя забывать о мастерстве собранности, которое обычно современный человек осознанно не развивает. А зря. Современный интеллект усиливается сложными методологическими дисциплинами (см. таблицу). На это требуется время, и работающим людям придется быть в 3-5 раз более эффективными в обучении, чем они были в ВУЗе. За меньшее время придется осваивать почти ВУЗовскую программу.
Как показал опыт Школы системного менеджмента, свыше 50% студентов школы имеют слаборазвитые ученические навыки. Взрослые разучились учиться, они не владеют в достаточной степени мастерством собранности: не планируют обучение на длительное время, не понимают что такое встать в роль ученика, плохо управляют вниманием, не могут систематически писать, выделять и строить модели мира, и т.п. В школе этому мастерству собранности учили неосознанно, а иногда из-под палки, поэтому повзрослев люди даже не вспоминают те методы, с помощью которых учились в школе и ВУЗе.
В этой связи главный рецепт всегда востребованного специалиста - это высокое мастерство по трем частям: мастерство собранности, методологическое и прикладное мастерство. У любого человека есть ненулевой уровень в каждой части мастерства. Однако, у каждого свой путь к повышению этого мастерства. Взрослым людям придется развиваться одновременно в трех частях мастерства и по спирали, обращая внимания на слабые стороны. Детям можно развиваться поступательно. Школа системного менеджмента развивает курсы нацеленные на развитие мастерства собранности и методологического мастерства, а прикладное мастерство студенты осваивают самостоятельно и/или под присмотром ментора.
Траектория обучения в Школе системного менеджмента изложена в статье: "С чего начинать учиться в ШСМ".