Вы когда-нибудь обращали внимание, что знаменитая песня «Разговор со счастьем» из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» рассказывает не столько об обретении этого самого счастья, сколько о нелегком пути, который к нему ведёт? Это история человека, которому пришлось преодолеть множество преград, но он всегда был уверен, что всё делается не зря и в конечном итоге долгожданное счастье обязательно постучится в дверь. То есть главный герой не просто сидел и ждал, а буквально собственными руками прокладывал себе дорогу в светлое будущее. Можно сказать, что он обладал сильной личностью, научился мастерски справляться с трудностями и, может быть, в итоге добился не только счастья, но и успеха.
Но что значит быть сильной личностью? Как добиться счастья? И чем определяется успех? Давайте разбираться.
Часть 1. Личность и счастье
Идея для этого текста появилась у меня в голове во время работы над предыдущим (рекомендую его прочитать). Он был посвящен понятию «личность» в терминологии ШСМ. Я никак не мог отделаться от мысли, что развитая «личность» это как раз то, что и приводит человека к счастью. Но давайте обо всём по порядку.
Каждый человек хочет назвать себя личностью, но что означает этот термин? Обычно под ним подразумевается набор черт, которые характеризуют индивида. Проще говоря это то, что делает нас самими собой. Наши характер, взгляды, предпочтения — всё это и воспринимается как личность. Более того, очень часто мы не отделяем себя от своей личности.
Но давайте взглянем на нее несколько с другой стороны.
Мы осознаем, что наша личность строится из того, что нас окружает. Наш характер и взгляды формируются постепенно в зависимости от условий, в которых нам приходится существовать, от того, что мы видим и слышим вокруг себя. Мы далеко не всегда способны повлиять на то, чем наполняется наша голова (например, школу с обязательным средним образованием никто не отменял), но всё-таки в наших руках находится очень многое. Рано или поздно практически каждый понимает, что личность можно развивать по самостоятельно выбранному курсу.
И с такой позиции становится очевидно, что формирование личности сродни искусству. Подобно художнику-скульптору мы постепенно вытачиваем ее при помощи накопления знаний и развития интеллекта. В итоге личность овладевает мастерством, которое в дальнейшем помогает нам справляться с жизненными трудностями. Иными словами, личность рукотворна. И именно это связывает ее со счастьем.
«На понятие «счастье» необходимо смотреть как на рукотворное состояние. Радостные переживания можно буквально создавать за счёт своего жизненного мастерства. Состояние потока и его бесконечность при умелом использовании даёт счастливые переживания. Заниматься любимым делом, хобби или активным досугом – всё это радостные переживания или счастливые моменты жизни»
«Системное саморазвитие»
Впрочем, эта связь даже глубже. Счастье — это состояние, при котором человек устраняет свои неудовлетворенности. Например, когда писатель заканчивает работу над романом, он может почувствовать себя счастливым, хотя бы на некоторое время. Но ведь достигает он этого именно за счет своего мастерства. А в дальнейшем оно способно привести и к успеху.
Часть 2. Мастерство и успех
Получается, что личностное развитие представляет из себя достижение мастерства в чём-либо. Мастерство, в свою очередь, позволяет завершать проекты и получать от этого счастливые переживания. Качественные проекты же, как правило, удовлетворяют неудовлетворенности определенных групп людей. А это уже прямой путь к тому, что именуется успехом.
Но, стоп — что вообще такое успех?
Это признание. Счастье представляет собой внутреннее состояние, а вот успех это то, что выходит вовне. Простой пример — режиссер может быть счастлив, работая над фильмом и выпуская его на широкие экраны, но будет ли фильм успешен определят уже зрители и критики. Если кинолента им понравится, то очень высока вероятность того, что карьера постановщика пойдет в гору.
Посмотрите на творческий путь Кристофера Нолана. За первые шесть лет он проделал путь от автора низкобюджетного арт-хаусного черно-белого триллера до постановщика блокбастера про одного из самых известных супергероев из комиксов. А теперь Нолан может позволить себе снимать разговорные драмы за 100 миллионов долларов и окупать их в прокате за счет одного лишь своего имени. Это классическая история успеха, в которой человек постепенно покоряет все новые и новые вершины.
И вот здесь есть интересный момент.
С каждым следующим своим фильмом Нолан развивал собственную личность (прокачивал мастерство) и демонстрировал зрителям новые грани своего таланта. В итоге на экраны вышли «Начало» и «Довод» — новаторские (особенно в техническом плане) картины, аналогов которым просто нет. Находясь в потоке бесконечного развития, Нолан сделал свое рукотворное счастье фактически постоянным.
«Широта и глубина счастья зависит от калибра личности (сложности жизненного мастерства). Чем сложнее жизненное мастерство, тем потенциально более счастлив человек. При этом бесконечная потоковая деятельность не имеет границ для получения счастливых переживаний, и соответственно для развития жизненного мастерства»
«Системное саморазвитие»
А дальше, больше.
Часть 3. Успех и бесконечное развитие
Вас не удивляет тот факт, что в год, когда стрелки метафорических часов ядерного апокалипсиса впервые в истории останавливаются в 90 секундах от полуночи, Кристофер Нолан выпускает на экраны биографическую ленту «Оппенгеймер», рассказывающую об отце атомной бомбы? Что, если Нолан, как бесконечно развивающийся деятель, в какой-то момент осознал, в какой ситуации оказался мир? И ведь именно сейчас его картина наиболее сильно отзывается в сердцах зрителей (а еще становится одной из самых кассовых в году).
В связи со всем вышеописанным вполне очевидным становится то, что Нолан не стал бы тем культовым творцом, каким мы его сейчас знаем, если бы постоянно не совершенствовался. А значит счастье и успех напрямую зависят от того, какую личность в себе создает человек.
На этом вполне можно было бы и закончить, но есть кое-что еще, о чем необходимо упомянуть. Очень часто люди, которые добиваются успеха в какой-то одной деятельности, сталкиваются с проблемами в другой. Например, что мы знаем об Эрнесте Хемингуэе? Разумеется, что он написал гениальные произведения. А еще, что страдал от алкоголизма и депрессии. Получается, что его успех нельзя считать полноценным.
Больше всего ценится интегральный успех — состояние, при котором человек добивается высот в одной (или нескольких) областях, и хорошо себя чувствует в других.
Вы уже догадались, какой пример я приведу, да?
Кристофер Нолан — это живое доказательство того, что художник совсем не обязательно должен быть голодным. Он добился успеха в кино, получил финансовую стабильность и имеет весьма хорошие отношения внутри семьи (немного портит картину врожденный дальтонизм, но где ему это помешало?). Более того, со своей женой он познакомился еще в университете, и она является продюсером всех его фильмов. С такими достижениями его имя должно находиться в словаре буквально на одной строчке с интегральным успехом.
Безусловно, достижение такого успеха порой крайне проблематично. Да и в целом успех зачастую непредсказуем. Вспомните Ван Гога, чьи картины сейчас знает каждый, но при этом сам художник провел всю жизнь в нищете. Но стремиться к интегральному успеху, постоянно развивая собственную личность, определенно нужно. В конце концов этот путь позволяет неоднократно ощутить счастье от процесса саморазвития (от приобретения новых знаний и умений, от понимания того, что разобрался в сложной теме, от открытия в себе новых граней и т.д.) и завершения проектов.