Дисклеймер: пост хоть и публичный, но пишу его в первую очередь для себя, ни на что не претендую, ничего не жду.
Продолжаю серию постов про картинг. В этот раз снова будет анализ прошедшей тренировки.
Для анализа тренировок пользуюсь адаптацией стека танцевальных практик А.И. Левенчука к картинговому домену:
stek-kartingovyh-praktikДоклад об адаптации стека был представлен на системной конфе, можно посмотреть тут: https://www.youtube.com/live/VDV5br1EVnI?feature=share&t=29690
Вчерашняя тренировка была из 3 частей:
- 10 минут разогрев - размяться, вспомнить все, попробовать держак на треке
- 20 минут - 3 гонки, старты пилотов с разных позиций, определяемых тренерами
- 20 минут - пилотирование и отработка техники
Разберу самые большие свои ошибки в гонках и в тренировочных заездах.
Ошибки в гонках
Не оставил места внутри шпильки другому пилоту - нас обоих немного снесло, но не развернуло. Тем не менее, пилоты сзади приблизились и мы могли потерять позиции.
Основной уровень - гоночные маневры
Объекты: обгон, борьба, перекрещивание траекторий, нырок внутрь (нет в табличке, надо добавить).
Как это развивалось. При подходе к первому повороту пилот передо мной (фиолетовая линия) ошибся на торможении и промахнулся мимо апекса (зеленая звездочка), проехал поворот слишком широко, оставил мне много места. Я затормозил хорошо, попал на апекс и на выходе из первого поворота поравнялся с соперником.
Далее была моя тактическая ошибка в выборе маневра - при подходе ко второму я начал смещаться внутрь и поджимать соперника в борт в надежде, что он уступит позицию. В внутри второго поворота прижатый к борту соперник немного толкнул меня в бок (у него просто не было места, я не оставил), меня немного занесло (желтая звездочка):
povoroty-1-2В процессе борьбы эмоциями управлять становится сложнее, мне показалось, что вот еще чуть-чуть, и я пилота пройду. При этом рациональное мышление о связке поворотов ушло на второй план. Хотя, если бы я его включил, то было бы очевидно, что нужно сделать заход во второй поворот шире и перекрестить (тоже объект, его тоже нет в списке) траектории (зеленая линия). Так я бы раньше открыл газ, оказался бы внутри следующей скоростной дуги и на ней опередил бы соперника чисто.
Что поправить: в режиме гонки отдать весь нижний уровень практик на автомат, выключить эмоции, S2 использовать для обработки объектов на уровне гоночных маневров и гоночных кругов - больше фокуса на тактику и планирование.
На каком уровне править: гоночные маневры
Ошибки в тренировках
Прохождение шестого поворота
В чем ошибка: не адаптировался к увеличению держака и продолжал ездить по траектории, когда его мало (синяя).
Основной уровень: гоночные маневры
Основные объекты: связка поворотов, траектория (этого объекта в табличке нет)
В начале тренировки на трассе было мало держака - пыльца деревьев и пыль оседает на треке, забивает неровности покрытия, из-за этого сила максимального зацепления резины не такая большая.
После разминки и гоночных заездов пыль раскатали, накатили небольшой слой резины на трек, держака стало больше - стало возможно прикладывать большие усилия на колеса до начала их скольжения.
povorot-6Когда мало держака нужно (зеленая линия) шире заходить в пятый поворот, тормозить на прямых колесах вдоль пятого поворота (чтобы морда не смотрела на шестой поворот, а смотрела мимо), поворачивать машину перед шестым поворотом и к вершине (апексу) шестого поворота уже ехать практически прямо, как можно раньше открывая газ. Это медленнее на входе в пятый поворот, но не портит выход из шестого - нет сноса, интегрально по скорости до конца восьмого получается быстрее.
Как надо было: в пятый заходить с середины, немного тормозить на прямых колесах, но мордой направленной в шестой поворот и шестой поворот поворачивать на большой скорости - зацеп есть, сноса не будет.
На каком уровне исправлять:
- ниже соматостатики? Нужно научиться детектировать уровень зацепа на трассе.
- на уровне гоночных маневров - брать другие маневры (другую траекторию прохождения связок поворотов) в зависимости от уровня зацепления многими уровнями ниже. Но вот тут дребезжит, что зацепление не на том уровне находится.
Вход в восьмой поворот
Ошибка 1
Сначала была ошибка “ты слишком мало скорости вносишь в поворот”. И вот тут начинается разрыв мозга, потому что выяснение, что такое “мало вносишь скорости в поворот” проходит через несколько противоречащих друг другу утверждений:
Т: Ты вносишь мало скорости в поворот!
Я: Но я торможу на пределе, еще немного и задние колеса будут блокироваться! Плюс, когда я поворачиваю руль, передние колеса немного (0.1 .. 0.3 секунды) едут прямо, скользят мимо поворота. Это значит, что скорости на входе еще слишком много!
Т: Да, тебе надо тормозить сильнее
Я: Но … если я буду сильнее тормозить, то буду медленнее въезжать в поворот!
Т: Нет
Я: ??? Не понимаю, мне надо и скорости больше, и тормозить сильнее, ехать надо и быстрее и медленнее одновременно?
Чтобы разобраться, пришлось нырнуть на уровень ниже, в точки торможения, ритмику торможения и поворотов. Тренер имел ввиду, что мне надо сделать две вещи:
- Сместить точку торможения на 1 метр позже (с красной линии на зеленую)
- Тормозить регрессивно (сначала максимальное нажатие на тормоз, затем плавное его отпускание, как график на картинке)
- Начинать поворачивать все еще при нажатом тормозе (контролируя невыход из эллипса зацепления по прикладываемым на колеса силам)
Ключевое здесь - это совместить торможение и поворот. В английском языке для этого есть термин - trailbraсking. Красная и зеленая линии показывают силу нажатия на тормоз. Зеленая линия - более позднее торможение, совмещение поворота и торможения. Засчет этого: я дольше еду на большой скорости (до начала торможения), меньше еду на маленькой скорости (нет отрезка синей линии без торможения, как это было в красном варианте.
Основной уровень: ритмика
Основные объекты: точка торможения, график торможения
Как исправлять: сначала научиться тормозить регрессивно на прямой - сильно нажимать тормоз и плавно отпускать, потом закатывать регрессивное торможение в поворот; после этого работать над отодвиганием точки торможения в избранном для тренировки повороте
Ошибка 2
Начал пробовать, и с завидной регулярностью при подходе к апексу (желтая звездочка) задние колеса начали уходить в снос, зад машины заносить, и меня выносить по черной траектории мимо поворота.
povorot-8.-snos-osiЗдесь уже загадок было меньше, но контринтуиции на уровне тела сильно больше. Все дело в том, что я продолжал давить сильно на тормоз. Мозг одной частью видел, что скорость еще огого, и надо продолжать давить тормоз. При этом поворот руля уже достаточно большой, и усилия между колесом и треком выходят за эллипс доступного держака. Одновременно сильно жать на тормоз и сильно поворачивать руль ресурса зацепления нет.
Наоборот, надо отпускать тормоз плавно, это даст задним колесам немного ресурса зацепления, чтобы выдерживать центробежную силу, возникающую при повороте.
Я пробовал делать это мозгом. Подлетаешь к повороту, поздно тормозишь, начинаешь поворачивать, даже успеваешь подумать, что надо поднимать ногу с тормоза, а нога САМА продолжает давить на тормоз. Вуаля - снос задней оси, пролет мимо поворота.
Основной уровень: Ритмика
Основные объекты: точка торможения, trailbracking
Как исправлять: идти уровнями ниже и заставлять ногу подниматься с педали тормоза.
Вывод по стеку
Пока описывал проблемы восьмого поворота, понял, что в системных уровнях есть ошибка: уровень управления машиной находится слишком высоко и в целом к нему есть вопросы. По идее, он должен быть где-то до ритмики, ибо в ритмике уже задействуются торможения, поворачивания и разгоны.
Поставил задачку проитерировать стек картинговых практик. Дошли бы руки только!
На этом все.
Спасибо мне за внимани-е :)