Давайте признаем очевидный факт — Гарри Поттер не отличается умом и сообразительностью. Чтобы это доказать, нужно лишь представить себя на его месте. Подумайте, вам 11 лет, вы узнаете, что магия существует, а затем попадаете в самую настоящую школу чародейства и волшебства. То есть не в унылый пансионат для мальчиков, не в консерваторию, где нужно зубрить сольфеджио, а в огромный замок, где при помощи волшебных палочек можно превращать воду в вино ром, кастовать файерболы, а в свободное время разговаривать с портретами и гладить карликовых пушистиков. Что вы будете делать в таких условиях? Определенно не то, что делает Гарри.
Можно понять, почему Рон Уизли не хочет учиться. Он с самого рождения живет в магическом мире и к моменту поступления в Хогвартс ему глубоко неинтересно заниматься превращением своей крысы в бокал. Противопоставляется ему Гермиона Грейнджер, которая росла в самой обычной семье маглов, и потому теперь впитывает новые знания как губка. И примерно то же самое должен был делать и Гарри. Заставить перышко парить в воздухе — круто, читать будущее по остаткам чая — прекрасно, сварить напиток живой смерти — я в деле! Но вместо этого главный герой ведет себя весьма пассивно — медленно учит заклинания и не особенно интересуется историей магического мира. Возникает вопрос – мальчик, ты дурак? От приобретенных знаний и навыков буквально зависит твоя жизнь!
В определенный момент все-таки случается чудо (в мире магии!) и Гарри осознает, что большинство его подвигов основаны на банальном везении, а для достижения более качественных результатов необходимо учиться, осваивать новые практики и принимать во внимание мнение других людей.
Впрочем, как оказалось, это касается не только Поттера. Как же авторы фантастических произведений транслируют читателям и зрителям идеи о важности системного подхода в любой деятельности и рассказывают обо всех стадиях процесса обучения?
Путь героя лежит через квадрат компетенций
Американский исследователь Джозеф Кэмпбелл однажды обнаружил, что в мифологических сюжетах всех народов мира присутствует одна и та же структура: главный герой живет самой обычной жизнью, но внезапно слышит зов приключений и отправляется в далекое путешествие во имя великой цели. Эта схема проста и понятна каждому вне зависимости от пола, национальности, вероисповедания и любых других факторов. Более того, она идеально вписывается в классическую трехактную структуру драматургических произведений, и потому её с успехом применяют по сей день. Так, Джордж Лукас не раз отмечал, что в основу эпизода IV «Новая надежда» как раз и легла работа Кэмпбелла. В итоге появился Люк Скайуокер, который жил на пустынной планете Татуин, а потом столкнулся со злом, узнал, что чувствителен к Силе и был вынужден присоединиться к повстанцам в их борьбе с могущественной Империей. Спустя 40 лет примерно такой же путь проделала девушка по имени Рей, и каждый год его стабильно проходят множество других персонажей.
Разумеется, условия всегда разные. Кто-то получает письмо из Хогвартса, другие оказываются заперты в опасном лабиринте с жуткими монстрами, а некоторых отправляет на убой тоталитарное государство. Важно следующее — каждый раз проделывая практически один и тот же путь, герои снова и снова вынуждены учиться, ведь без этого не получится добиться успеха.
«Знание существует, но ему придется учиться как и всем прочим. У тебя был дар, а теперь понадобится навык»
Цитата из сериала «Темные начала»
В системном мышлении используется так называемый «квадрат компетенций». В его основе лежат четыре стадии процесса обучения, с которыми рано или поздно сталкиваются все, в том числе и вымышленные персонажи:
1. Неосознанная некомпетентность
Это состояние, при котором человек еще не знает о существовании того, чему можно научиться. На данном этапе он похож на аборигена, который никогда не покидал родных джунглей и понятия не имеет о достижениях науки и техники. Так, Гарри Поттер в начале своего пути не осведомлен о магии, Фродо Беггинс ничего не слышал о кольце власти, а Томас Андерсон (Нео) не подозревает, что живет в симуляции.
«Чтобы перейти от неосознанной некомпетентности к следующей стадии «осознанной некомпетентности», необходимо узнать о существовании какого-то знания (теории) или технологии, то есть того, чему можно научиться»
«Системное саморазвитие»
Письмо из Хогвартса, демонстрация магии, холодный металл кольца, которое мгновение назад вытащили из огня, и красная таблетка, открывающая дверь в кроличью нору. Для героев фантастических произведений все меняется достаточно быстро, но ровно то же самое происходит и в наших с вами жизнях. Не зря фраза «забудьте все, чему вас учили раньше» стала настоящим мемом. Человеку постоянно приходится сталкиваться с тем, что он ранее не осознавал. Это происходит при поступлении в университет или приходе на работу, появлении новых технологий и инструментов. Впрочем, узнать о чем-то — это лишь начало.
2. Осознанная некомпетентность
Это стадия, на которой человек понимает, что у него отсутствуют знания в тех или иных сферах. То есть на данном этапе человек уже знает, что существует нечто, о чем ему ранее не было известно (например, теория струн) и вместе с тем констатирует, что он ничего в этом не соображает.
Так, Люк Скайуокер узнает о силе, которая пронизывает Вселенную и которой можно пользоваться в своих целях. Тем не менее поделать с этим знанием он ничего не может, так как, чтобы освоить новую практику, нужно пройти длительное обучение. Собственно в этом и состоит функция осознанной некомпетентности — принять ограниченность знаний и встать в роль ученика, чтобы их расширить.
Именно осознание того, что человек не имеет ответов на большинство вопросов об устройстве мира, в отличие от религии, привело к научной революции: человек осознал, что многого не знает, и перестал довольствоваться ответом о том, что «на всё есть воля божья»
«Системное саморазвитие»
3. Осознанная компетентность
Человек получил профессиональные знания и навыки и уже может применять их на практике. Казалось бы, процесс обучения завершен…
Видите ли, даже Нео, которому в мозг буквально загрузили все необходимые данные касательно боевых искусств и подробно рассказали о том, как работает Матрица, требуется время, чтобы освоиться. Он не может сразу победить в схватке с наставником (не говоря уже об агентах) и перепрыгнуть пропасть между двумя виртуальными небоскребами. Так же и Гарри Поттеру нужен «налет часов», чтобы научиться пользоваться сложными заклинаниями, например, Патронусом.
То есть, на этапе «осознанной компетентности», человек уже умеет делать то, чему обучался, но ему необходимо концентрировать на этом процессе все свое внимание. Так, сразу по завершении курсов по Photoshop вы безусловно сможете профессионально обрабатывать фотографии, но потребуется своеобразная отработка навыков, пока они не будут доведены до автоматизма. В этот момент и происходит переход на финальную стадию.
4. Неосознанная компетентность
В данном случае речь идет о мастерстве — состоянии, при котором человек выполняет те или иные действия, связанные со специфическими знаниями, на автомате. Так, панда По долго осваивает кунг-фу, но через некоторое время уже может драться одновременно с вбрасыванием шуток и поеданием пельменей.
Точно так же рабочий, простоявший несколько лет у станка, приобретает способность управляться с ним с закрытыми глазами, а профессиональный монтажер может за несколько секунд выполнить нарезку и склейку исходного видеоматериала, грамотно наложить музыку и вставить титры.
«К этой квалификации необходимо стремиться в любой деятельности, которой вы решили заняться по-серьезному, особенно в прикладных практиках. И этого вполне можно достичь посредством бесконечного развития, если вы будете проходить все стадии обучения, изучать дисциплину и инвестировать достаточно времени, чтобы получить беглость в знаниях и во владении технологией»
«Системное саморазвитие»
Порой нам кажется, что героям фантастических произведений все дается легко. Они открывают новый для себя мир и вскоре встраиваются в него, как будто в этом и нет ничего сложного. На самом же деле им, как и нам, приходится постоянно вставать в роль учеников и бороться с ленью, усталостью, а также банальным непониманием сути вещей. Они с трудом постигают новые науки, не раз порываются все бросить, но все-таки доводят дело до конца.
Так авторы показывают нам, что не так важна магия или суперсила, как стремление преодолеть собственную некомпетентность и стать бесконечно-развивающимся деятелем. Не зря же на пути героев раз за разом встают все новые и новые преграды, которые необходимо учиться преодолевать. В конце концов, жизнь даже в самых обыденных ее проявлениях можно рассматривать как самое настоящее приключение.