ИИ-борец с РУТИНОЙ звонкОВ

Пост - о боевом опыте автоматизации продающего call-центра на базе технологий разговорного ИИ Тиньков-банка. Мы в восторге от того, что:

  • удалось перевести исходящие звонки одной из категорий клиентов на робота и получить конверсию как у человеков-сотрудников call-центра
  • робот методично следует скрипту, всегда отрабатывает возражения и готов делать унылую работу с вероятностью успеха в 1% попыток, 24 часа в сутки 7 дней в неделю
  • видна внятная перспектива втащить в контур ИИ-автоматизации еще и входящие звонки по этой клиентско-товарной категории
  • пилотный проект оказался экономически эффективным

Ниже подробности.

ЧТО ПРОДАЁМ и ЧТО АВТОМАТИЗИРУЕМ

Компания “FTNet” среди прочего продаёт водителям коммерческого транспорта карты тахографа. Это пластиковые карты с чипом, которые по сути напоминают гибрид автомобильных прав и банковской карточки.

image.pngЛилу Даллас мультипаспорт

Товар, с одной стороны, представляет собой коммодити. А рынку конечного клиента свойственны черты совершенной конкуренции. В то же время персональная водительская карточка относится к т.н. защищенной полиграфии. К этой категории товаров предъявляет серьезные требования регулятор, что повышает себестоимость выпуска. Поэтому приходится биться одновременно и за увеличение количественного потока, и за снижение операционных затрат. Как говориться, бежать, только чтобы оставаться на месте.

Как и права, карты водителя надо по окончании срока действия перевыпускать. Значит, если звонить по нашей базе клиентов в означенное время, великий шанс сделать повторную продажу старому клиенту. Мы решили поставить эксперимент по автоматизации практики исходящих звонков старым клиентам, используя для этого voiceKit от Тинькова и low-code платформу для создания (ро)ботов с ИИ от компании JustAI.

КАК ПРОХОДИТ ВНЕДРЕНИЕ

У нас есть очень талантливый сотрудник Георгий, который сумел в себе совместить набор основных ролей:

  • предпринимательски выявить выгоды от автоматизации практики
  • инженерно деконструировать актуальный процесс и пересобрать новую ахитектуру на основе предложенной технологии
  • отменеджерить проект пилотного внедрения и даже выполнить работы конструирования робота в low-code платформе при ограниченной образовательной поддержке вендоров

Итак, сначала потребовалось описание процесса исходящего звонка AS IS и желаемой практики TO BE. Удивительно, что этих описаний не было до проекта. Но лучше поздно чем никогда.

Вендор дал рекомендации по тому, как правильно построить процесс с использованием предлагаемой технологии. Скажем, корректирует в местах, где у робота традиционные затыки в действиях или ошибки восприятия.

Далее следует итерационное дообучение робота. Партия минут разговоров - разбор ошибок - переконфигурация инструментами low-code платформы в исполнении нашего сотрудника - новая партия разговоров. По опыту вендора на качественное дообучение требуется не менее 200 часов налёта.

Пилотный проект “исходящие звонки”  делаем сами, без привлечения сторонних “интеграторов”. Только получаем документацию и консультации вендоров по возникающим вопросам - а вопросов возникает много. Мы очень рады, что руководитель проекта способен объять эту сложность.

Читатели, знакомые с тезисом “практика как объект первого класса”, наверняка обратят внимание. Вендоры пока лишь дают технологию, но обучают проактивно использованию. Не ставят новую практику продаж, а лишь дают новый инструмент, и крутись как хочешь.

ЧЕГО ДОБИЛИСЬ

Цель - достичь конверсии звонков как у живого оператора. По исходящим звонкам робот и самый результативный оператор Борис уже имеют одинаковую конверсию. И этот показатель равен 30%!
Стоимость минуты работы используемого софта в пересчете на стоимость минуты рабочего времени сотрудника выходит плюс-минус одинаковая. Однако за счет недостижимой для человека собранности потенциал роста прохода при той же конверсии - как минимум в 3-4 раза!

Робот:

  • может звонить клиентам от Калининграда до Владивостока в удобное им время в течение одних и тех же рабочих суток
  • всегда будет отрабатывать возражения. Несколько неудачных диалогов подряд не портят ему настроение
  • сделал звонок в 2 часа ночи по московскому времени - и продал карту! Маржа с продажи покрыла себестоимость минуты звонка, которую мы заплатим вендорам ПО, примерно в 100 раз

СОСТАВЛЯЮЩИЕ УСПЕХА

Почему удалась коммуникация, когда клиент не распознаёт робота как робота:

  • хорошее качество синтезируемой речи, то есть технологии
  • аудитория водителей часто возрастная, а русской язык - не основной
  • сотовая связь вкупе с шумом дорожной ситуации сильно влияет на качество восприятия

Почему удалось пилотное внедрение:

  • новая практика живет параллельно и отдельно от старой
  • продукт и процессы продажи простые
  • есть Т-человек, который в себе совмещает уйму ролей, с кратчайшей дистанцией до согласующего руководства

ЧТО ДАЛЬШЕ

Следущий шаг развития проекта - научить робот отвечать на входящие звонки новых клиентов. Эта подпрактика сложнее первой. Некоторые ветки процесса надо программировать "под нас", а не собирать в low-code конструкторе. Например, когда клиента следует отправить в ближайшую к нему розничную точку. Тут уже придётся привлекать партнёров-интеграторов, вращающихся в экосистеме JustAI.

Еще один похожий проект развития на той же технологии - автоматизировать очень унылую практику “эксперта-предметника”. Сложные алгоритмы звонков пока не удастся заменить роботом. А чем сложнее скрипт, тем больше шансов, что сотрудники выполнят работу “так себе”. Робот в состоянии вместо руководителя выполнять контрольную функцию, прослушивая и распознавая 100% звонков операторов. Руководителю же останется только ознакомиться с сигналами об отклонениях. Например, слова-теги не были сказаны, или были отклонения от чек-листа, задающего последовательность общения.

Проклюнулась гиперавтоматизация: сначала базу для обзвона делал руками, т.к. на уровне пилота это было несложно. Мы поддерживаем пул лидогенерирующих сайтов. И вместо того, чтоб делать коннекторы от каждого к роботу, нам проще было сделать интеграцию “сайты-CRM-робот” благодаря линейке коннекторов, которую даёт “Битрикс”. И далее уже робот по итогам обзвона самостоятельно раскидывает контакты в соответствии со статусами воронки. Дальше можно ковырять сквозную отправку принятых документов для передачи на производство.

Можно ли не делать шаги развития, а совершенствовать удачную практику? Да, на более дорогом продвинутом движке есть простор шлифовать работу технологии. Скажем, имитировать фоновые шумы кол-центра, записывать диалоговые модули голосом диктора и т.п.

В курсе “Системного менеджмента и стратегирования” было сказано, что мы предъявляем завышенные требования к ИИ. В то время как средний колл-центр имеет среднего работника-индуса с посредственным английским языком и приземленным интеллектом. И средний компьютер уже в состоянии такого работника заменить. Наш опыт подтверждает - может!

Тут есть ещё интересный комментарий в виде высказывания “Спамеры горят в аду”. Вот насколько это учитывается. Ибо автоматизация спама всегда вызывает этические вопросы (даже если спам назвать именем умного маркетингового приёма, типа direct mail или cold call), а в современных нормах наличие сложных этических вопросов нужно как минимум отражать в тексте и говорить, какие решения на этот счёт были приняты. Оно понятно, что это не звонки просто подряд по алфавиту каким-нибудь старушкам и прочим непричастным, тем не менее: множество людей отрывается от работы, чтобы выслушать вашего робота, а это ведь ровно такое же зло, как выслушать и живого работника колл-центра, только проход больше, больше людей оторвёте от полезного какого-то дела! Как с этим?

Если отвечать на вопрос по сути “учитывал ли кто-то этический аспект этого технического решения?”, то ответ, увы - нет. И вопрос совершенно справедливый.

Если задним числом рассмотреть ситуацию, то подумал так:
– в случае с перезвоном тем, кто сам к нам обратился на сайт, вообще проблемы нет
– в случае с исходящими: звоним причастным, причем не абы когда, а в узкий промежуток времени, когда срок действия карты вышел. Звоним тем клиентам, которые с нами имели взаимодействие, передали нам свои данные, и в случае, если карту действительно надо перевыпускать, взаимодействие с нами точно сэкономит человеку время. В общем, на шкале “добро-зло” мы все-таки отдалены от крайней негативной шкалы.

Ещё пришло в голову, что как-то надо это стыковать с обстановкой в системном окружении: если мы не будем звонить, то спам не исчезнет. Примерно как какое-то время назад была ситуация: если компания платит налоги, когда все в отрасли работают в черную, то такая “идеалистичная компания” вылетит с рынка. Мне кажется, тут нужно решение из надсистемы, чтоб отрезать/сделать дорогим “плохое” поведение у всех.

> Мне кажется, тут нужно решение из надсистемы, чтоб отрезать/сделать дорогим «плохое» поведение у всех.

Так примерно и происходит, всё большее распространение получают всякие сервисы, типа 2ГИС, Яндекс, которые по своим базам просматривают входящий номер телефона и маркируют однозначных мошенников и спам-рекламу (Тут я имею в виду такую, которая без базы просто перебором по номерам звонит). Тиньков тоже сам как-то определяет нежелательный звонок и на свой автоответчик переводит.

Вот мы постепенно и приходим к тому, что созваниваются два робота, о чём-то там договариваются по заранее определенным правилам, как если бы два человека-секретаря утрясли встречу.

Ну и мой личный комментарий, иногда рекламные звонки идут от компаний, где я клиент (Это как раз похоже на ваш случай), т.е. очевидно, что звонят мне. И пока там не роботы, а барышни, которые спрашивают удобно ли мне говорить. И пока они адекватно могут перенести звонок или понимают, что я не заинтересован в предложении — с моей точки зрения это 100% валидный звонок.

Не вижу препятствий добавить в сценарий звонка первый же вопрос для акцепта дальнейшего разговора и отработка переноса, с согласия.