В советское время головастых учили в престижных технических вузах. Однако, там всё же ставили не интеллект, а скорее развивали вычислительную мощность мозга. Потому что интеллект - это больше про содержание, про умение находить жизненные решения, а не только решать абстрактные задачи. Интеллект мы определяем как способность быстро разобраться в новой ситуации и найти решение проблемы. Само решение проблемы осуществляется прикладным мастерством.
Однако большая вычислительная мощность - это тоже хорошее преимущество. Математики и физики, даже бросив науку, нередко добиваются успехов в других сферах деятельности. Большая вычислительная мощность помогает быстрее и всесторонне изучать новые ситуации, быстрее учиться новому.
Сложные науки играют роль штанги для мозга. Обычная штанга качает мышцы, под воздействием веса мышцы постепенно становятся больше и мощнее. Они способны на бОльшие действия, чем до их развития. Точно также математика и физика качают мозг человека. Именно поэтому необходимо с детского возраста заниматься сложными предметами.
Распространенное родительное высказывание “он у нас не математик” - это глупость. Каждого человека можно научить, но часто родители не хотят морочиться, им не хватает внимания и терпения, а нередко авторитета. Последнее связано с тем, что родители сами не понимают важности работы со сложностью для развития интеллекта, а идут по пути наименьшего сопротивления.
Я закончил мех-мат МГУ, но по специальности никогда не работал. Мех-мат развил мне вычислительную мощность, которая потом была использована в жизни. Однако, сейчас я бы предпочел совсем другой вариант.
Можно ли одновременно получить вычислительную мощность и универсальное знания о том, как разбираться с новыми проблемами?
В поиске ответа на этот вопрос появилась ШСМ. По сути, мы даем такое же по силе фундаментальное образование как мех-мат, но наши знания человек может впрямую использовать в личных и рабочих проектах. После мехмата это происходило опосредовано, т.к. нужно было еще доучиться на практике, причем используя только метод проб и ошибок.
Из своего опыта знаю, что трансдисциплина системное мышление нисколько не проще матанализа, диффуров или ядерной физики. Однако, закончив ШСМ человек получает не просто хорошую вычислительную мощность, он качественно усиливает интеллект и запускает процесс его постоянного развития.
Сильный интеллект позволит человеку лучше разбираться с жизненными проблемами. Например, выбрать свой профессиональный путь и быстро сделать карьеру (хоть в ИТ, хоть в авиастроении, хоть в обучении или в спорте), воспитывать детей, заниматься саморазвитием, работать на фронтире цивилизации или создавать успешные системы для других людей.
Наша образовательная программа базируется на таких трансдисциплинах как системное мышление, онтологика, логика, семантика, рациональность, алгоритмика, математика, физика, онтология, риторика, теория понятий и другие. Причем их нужно изучать не отдельно, как это происходит сейчас, а как связанные друг с другом дисциплины. Более того, должно измениться содержание: нельзя учить тому, чтобы было актуально в прошлом веке. Например, современная этика должна учитывать новые технологии, продление жизни и т. п., а также она должна быть связана с системным мышлением.
Мы нацелены на новое университетское образование и говорим про новую грамотность. Мех-мат нужен не всем, а всем необходимо универсальное знание, которое применимо во всех сферах деятельности. Уверен, что за этим будущее. Я бы променял мех-мат на обучение в ШСМ. К сожалению, еще нельзя обойтись без вуза, который пока нужен для социализации и диплома, но своих детей, в первую очередь, я учу в ШСМ.