Новая грамотность

В современном обществе грамотой владеет подавляющая часть населения, за исключением некоторых отсталых стран. Однако, еще пару веков назад, ситуация была не такой радужной. Обучение чтению и письму требовало больших усилий и многие люди, даже из высшего общества, не хотели учиться, и предпочитали, чтобы грамоте учились их дети. Они не видели в этом пользы: им хватало имеющегося жизненного опыта. В 21 веке люди живут дольше, а обнуление опыта происходит быстрее, поэтому учиться и переучиваться придется постоянно. Вопрос: чему и как?

Степень развития технологий и шагнувшая далеко вперед наука показывает, что нужно значительно поднимать стандарт грамотности, который продержался сравнительно долго. Сейчас настало время говорить о новой грамотности, которая не только учитывает IT-сферу, но и наполняет образование новым содержанием. Нужна еще одна революция грамотности, которая приведет к тому, чтобы подавляющая часть населения освоила намного более сложную программу. И это будет прививкой от глупости, войн и рукотворных катаклизмов. В ШСМ мы как раз занимаемся разработкой такой образовательной программы по усилению интеллекта.

Мир меняется так быстро, что на долю одного поколения выпал комсомол, распад СССР и приватизация; непреодолимое желание стать обладателем стационарного телефона и такое же острое желание избавиться от него; интернет и жизнь онлайн, изоляция из-за коронавируса, война и порицание за российское гражданство. И это еще не конец. Новым поколениям придется точно так же приспосабливаться к новым условиям, которые возникнут из-за искусственного интеллекта и многих других причин, о которых мы даже не догадываемся.

Накопления, пенсии, недвижимость и золотовалютные сбережения могут как-то помочь пережить катаклизмы, но не гарантируют долгосрочного процветания. Главное преимущество человека — это его жизненное мастерство, в которое входит интеллект. Именно интеллект помогает человеку справляться с новыми ситуациями и при необходимости осваивать новые профессии (это его прикладное мастерство). Прошлым поколениям такой разносторонний или сильный интеллект не сильно требовался. Кардинальных изменений происходило намного меньше, каждый управлялся со своей текущей областью интересов и поэтому развивался преимущественно в одной профессиональной сфере.  

Новая грамотность, по нашему мнению, должна основываться на интеллект-стеке трансдисциплин, которые будут мейнстримом. И будут круче или шире распространены, чем стандарт STEM.

Интеллект-стек можно разделить на три части:

  • стек саморазвития, который является обязательным для всех, поскольку нацелен на формирование собранности, умения учиться и владеть собой;
  • методологический стек тоже является обязательным, по крайней мере для тех, кто получает высшее образование, поскольку он закладывает базу для связи социальных и технических теорий;
  • стек создания — трансдисциплины, которые обязательны к изучению тем, кто работает на разных системных уровнях: вещество-существо-личность-коллектив-сообщество-общество-человечество.

Стек саморазвития состоит из практик собранности и управления вниманием, которые необходимы любому человеку. Сейчас их пытаются опосредовано ставить с детского возраста, но этого мало. Ведь даже взрослые люди не могут собраться и слишком долго чувствуют себя потерянными после глобальных потрясений. Стек саморазвития также должен поставить мышление, опирающееся на компьютеры: научить человека использовать не только свой мозг, но и продуктивно пользоваться экзокортексом (технологиями, смартфонами, программами, вычислениями и т.п.).

Стек саморазвития формирует следующие способности:

  • собранность или способность как у игрушки “Неваляшки”, которая позволяет человеку всегда возвращаться в состояние готовности к активному действию (желательно в команде), несмотря на удары судьбы;
  • способность управлять своей социальной средой и вниманием, не распыляя этот драгоценный ресурс на второстепенные вещи;
  • умение учиться или владение практиками ученика, которые позволяют быстро осваивать сложный материал.

Примером последней способности может стать практика мышления или моделирования письмом. Новая грамотность – это не просто умение писать. Многие люди грамотны по меркам прошлого века, но по меркам нового века они походят на необученных детей, поскольку не могут моделировать мир с помощью текста. То есть не пишут систематически ни по работе, ни по личным проектам. Например, обучаясь сложному знанию, многие взрослые не могут написать пост по прочитанному и освоенному материалу, связав свои текущие картины мира с новыми. Без этого обучение проходит мимо, и поэтому обывателю пропаганда может легко заложить в голову простые черно-белые картины мира. Практике мышления письмом, а также практикам инвестирования времени, личного стратегирования, управления вниманием и многим другим сейчас осознанно не учат ни в школе, ни в вузе.

В методологический стек входят такие трансдисциплины как методология, этика, эстетика, понятизация, логика, семантика, рациональность, алгоритмика, математика, физика, онтология, риторика, теория понятий и другие. Причем их нужно изучать не отдельно, как это происходит сейчас, а как связанные друг с другом дисциплины. Более того, должно измениться их содержание: нельзя учить тому, чтобы было актуально в прошлом веке. Например, современная этика должна учитывать новые технологии, продление жизни и т.п., а также она должна быть связана с системным мышлением. Человек должен понимать как ему применять эти знания в личной жизни и в рабочих проектах.

Методологический стек формирует базу под взаимодействие разных дисциплин в различных видах человеческой деятельности: от политики и здравоохранения до армии и науки. Нам нужна не однобокая образовательная программа, которая разделяет гуманитарное и техническое образование. Нельзя обучать инженеров, строящих газовые камеры. Но и нельзя выпускать и чистых гуманитариев, ведь любой человек так или иначе создаёт системы. Важно, чтобы он делал это осознанно, используя лучшие практики. Поэтому так важен общий интеллект-стек, базовая часть которого будет необходима всем современным людям.

Стек создания — это обязательные трансдисциплины для специалистов, которые создают системы на разных уровнях. Если вы работаете на уровне существа, то вам необходимо знать генную инженерию, медицину и т.п. Если же на уровне общества, то важно знать политику и экономику. Полный перечень интеллект-стека разрабатывает Анатолий Левенчук (https://ailev.livejournal.com/1621680.html), но тут я в своем вольном стиле их дополняю и переименовываю, поскольку пока ещё нет устоявшихся названий.

Однако, интеллект-стека недостаточно, чтобы стать специалистом. Человеку придется также изучать прикладные практики или получать профессию. И вот в этом интеллект-стек существенно поможет: обучение пойдет намного быстрее. Но главная задача интеллекта — помочь любому специалисту, столкнувшемуся с новыми ситуациями, пользоваться не простыми картинами мира о жизни в целом, а самым современным знанием и уметь учитывать многочисленные интересы. Именно такой подход позволит говорить об успешности систем, с которыми будут работать специалисты, получившие фундамент новой грамотности.

Следовательно, можно говорить о том, что новый стандарт грамотности позволит качественным образом увеличить число людей, которые владеют самыми современными трансдисциплинами. Мы также должны будем поддерживать актуальность всего интеллект-стека. Нам еще предстоит понять, как должен быть устроен интеллект-стек, но заниматься просвещением и обучением необходимо уже сейчас.

Вероятно, не все наши взрослые современники захотят осваивать новый стандарт. В этом случае нужно действовать точно так же, как со взрослыми начала 20 века, которые не хотели учиться грамотности. А именно усиленно просвещать их и помогать хотя бы их детям. Точно также нужно относиться к скептикам, которые считают, что невозможно усилить интеллект каждого человека. Социалисты прошлого века сделали важное дело. Они заставили элиты многих стран думать о массовом образовании. Социалистическая система была очень успешна в этой сфере. Сейчас нужно повторить то же самое, но с другим содержанием и другими методами.

Нам нужно решить, как максимально быстро и с наименьшими затратами обучить большое число людей сложному знанию. Хоть мы и замахиваемся на всё население, но даже несколько миллионов человек существенно изменит положение дел. Для этого мы говорим о просвещении, и про IT с искусственным интеллектом.

Нам необходимо просвещение, чтобы началось массовое движение. Мы против методов социалистических революций. Возможно, тут поможет метод ДАО (децентрализованных автономных организаций), который использует децентрализованное развитие и базируется на желании евангелистов определенным образом поменять мир. Причем делать это придется без поддержки государства, или даже вопреки текущим ограничениям в цивилизационном развитии. Такое общественное течение будет наступать на пятки государствам, которым придется думать реформах образования. Старые образовательные программы необходимо менять и перестраивать все образовательные институты.  

Хотя грамоту в древнем мире мог изучать каждый, на это требовалось много времени, и потому было доступно только жрецам и высшей знати. Сейчас у каждого из нас намного больше времени, и вопрос лишь в том - куда мы его употребим. Либо человек залипнет в TikTok, либо инвестирует время в расширение интеллекта (мозг и экзокортекс). К сожалению, под условным TikTok я имею в виду и маркетологов крупных корпораций, пропагандистов, эзотериков и т.п. У них есть ресурсы и простые картины мира, чтобы захватывать и удерживать внимание людей по всему миру. Сейчас тренды развития определяются именно простотой, яркой картинкой и наличием финансового или политического ресурса.

Обучение в современном мире будет совсем иным. Мы не знаем каким точно, но определенно не хотим, чтобы оно осталось таким же консервативным. Мы считаем, что человек будущего будет впитывать знания из интеллект-стека всю жизнь, и также всю жизнь будет обучаться новым профессиям. Какой будет новая грамотность нам еще предстоит определить, но мы уже вовсю моделируем образование будущего и начинаем обучать новому интеллект-стеку.