Посмотрим на карьеру с точки зрения понятий системного мышления. Карьеру можно сделать разными способами и наличие системного мышления является не главной причиной удивления коллег вашим успехам. Тем не менее, с точки зрения системного подхода возможно объяснить, что такое карьера, как ее делать, а также как она увязана с ролями, практиками, мыслительным мастерством, кругозором и т.п.
Что такое карьера?
Посмотрим на карьеру с точки зрения понятий системного мышления. Карьеру можно сделать разными способами и наличие системного мышления является не главной причиной удивления коллег вашим успехам. Тем не менее, с точки зрения системного подхода возможно объяснить, что такое карьера, как ее делать, а также как она увязана с ролями, практиками, мыслительным мастерством, кругозором и т.п.
Карьеру можно разделить на профессиональный рост и должностной рост.
Профессиональный рост — это повышение уровня прикладного мастерства, оно же повышение квалификации исполнителя в исполнении проектной роли. Профессиональный рост можно продемонстрировать на примере инженера. Сначала он работает сам или в команде, которая разрабатывает поршень. Например, он занимается сбором требований. Потом в команде, разрабатывающей мотор. Там он тоже выполняет роль инженера по требованиям. Таким образом, можно сказать, что профессиональный рост происходит в рамках одной роли, но при этом повышается сложность задач или систем, над которыми работает человек. Пример хоть и про инженеров, но он распространяется на любую профессиональную роль, которая повышает сложность решаемых задач.
Должностной рост — это повышение в должности, что влечет за собой изменение списка выполняемых ролей, расширение возможности распоряжаться ресурсами, повышение ответственности. Например, человека, исполняющего роль инженера по требованию, могут повысить в должности, назначив руководителем команды разработка поршня. В этом случае человек имеет возможность и обязан играть другие роли, кроме роли инженера по требованию. Как минимум, ему придется играть роли менеджера и лидера. У него появятся возможности по распоряжению финансами и времени других людей в команде, повысится заработная плата и ответственность.
Взыскания и поощрения происходят не по профессиональной линии, а по должностной. Наказывают и награждают не роль, а исполнителя роли. То есть человека могут понизить или повысить в должности, дать или лишить премии, сделать записать в трудовую книжку и т.п.
Как происходит карьерный рост?
Профессиональный рост происходит за счет освоения лучших прикладных практик. Чем сложнее решаемые задачи и создаваемые системы, тем обычно сложнее практики, с помощью которых решаются поставленные проблемы. Для профессионала характерна беглость мышления в своей области деятельности, поэтому освоение новой практики или получение опыта — это известный нам из главы 2 перевод новых знаний в левый спектр формальности мышления. Таким образом, профессионал может быстрее решать похожие задачи и делать при этом меньше ошибок.
Чтобы профессиональный рост не прекращался нужно:
- получать потоковые переживания и хотеть постоянно совершенствоваться в своем деле. Для этого потребуется инвестировать время и желательно дойти до стадии "не могу не" работать по профессии[1]. Без получения удовлетворения, на одной силе воли сложно добивать профессионального роста. Профессионал получает удовлетворения от самой деятельности, и от результатов своего труда;
- следить и быстро осваивать новые sota-практиками. Для этого нужно мыслительное мастерство, в т.ч. деятельностный кругозор и методологическое мастерство, а также мастерство собранность[2]. Для освоения прикладных практик необходимо иметь соответствующий интеллект, кругозор, ролевое мастерство и умение собирать себя в кучку в нужное время.
Должностной рост происходит преимущественно за счет создания успешных систем. В профессиональном плане человек может получать удовлетворение от своей деятельности, но для должностного роста необходимо удовлетворить интересы других людей. Успешная система для этого лучший вариант (проще, конечно, удовлетворять начальника), так как она является демонстрацией того, что человек освоил профессиональные роли, закрепленные за одной должностью, и он является хорошим кандидатом на следующую должность. При этом важно осознавать, что новая должность несет за собой не только возможности, но и ведет к большей ответственности и обязанности играть новые роли. В этой связи необходимо понимать, чем вы рискуете (шкура не кону), а также понимать какие новые роли вам нужно будет быстро освоить. Хорошее мыслительное мастерство и междисциплинарный опыт позволят быстро справиться с новыми задачами и освоить новые роли.
Необходимо отметить, что существует множество способов сделать карьеру. Выбор методов зависит от этики конкретного человека. Кто-то будет считать неприемлемым льстить начальнику, а кто-то считает это нормальным, потому что все так делают. Культура и практики, которых придерживается моральные авторитеты или руководители страны, влияет на то, что люди считают приемлемым в карьерных и других вопросах жизнедеятельности. В некоторых компаниях и странах системное мышление может не помогать, а наоборот, мешать продвижению по службе.
Также не стоит сбрасывать со счетов удачу или случай, который могут помочь или, наоборот, помешать карьерному росту. Каждый человек видел множество подобных примеров, и знает противоположные народные высказывания: "везёт сильнейшим" и "дуракам везёт". В жизни случаются разные ситуации, но ждать удачу лучше подготовленным, с тем чтобы на новой должности быстро показать требуемый результат. А то, что приходит случайно, может также неожиданно и быстро уйти.
Таким образом, с точки зрения системного мышления на карьеру непосредственно влияет профессиональное ролевое развитие за счет sota-практик и пример создания успешных систем. Чтобы рост не прекращался необходимо иметь широкий деятельностный кругозор и сильный интеллект. На качество жизни человека, который проводит значительную часть времени на работе, влияет этический выбор методов для карьеры и умение получать потоковые переживания от работы.
[1] «Не могу не» — это четвертая стадия из модели "Этапы постановки привычки", о которой речь шла в главе 2.
[2] Об этом говорили в модели "человек-платформа", о которой речь шла в главе 1.
Источник: черновик онлайн курса «Введение в системное мышление», глава 5 "Роль".