Собранность, мыслительное мастерство и прикладное мастерство

По поводу собранности говорил Сенека в своем известном изречении: «Сильнее всех тот, кто владеет собою». Умение владеть своими мыслями и телом или если говорить конкретнее - умение управлять вниманием, умение совладать с эмоциями, дисциплинированность и развитое тело — это база для дальнейшего развития человека. Понятие "мыслительное мастерство" вводиться в наше рассмотрение, чтобы выделить и понять как действует человека, когда он сталкивается с новыми для себя задачами и что помогает ему принимать решения. Когда человек занимается повседневной работой, то работают автоматизмы его прикладных умений. Но когда, например, пианист начинает разбираться в финансах, то он вряд ли сможет воспользоваться своими прикладными умениями, а даже если с финансами разбирался маркетолог, то вряд ли ему хватило его знаний маркетинга, чтобы разобраться в финансах.


Мастерство собранности

По поводу собранности говорил Сенека в своем известном изречении: «Сильнее всех тот, кто владеет собою». Умение владеть своими мыслями и телом или если говорить конкретнее - умение управлять вниманием, умение совладать с эмоциями, дисциплинированность и развитое тело — это база для дальнейшего развития человека.

Человек сложное существо, которое может «свернуть горы», но в другой момент времени не может заправить постель. Умные и толковые ребята не могут закончить вуз, а посредственные изначально абитуриенты заканчивают с красным дипломом. Один художник выдает одно блестящее произведение за всю жизнь, а другой штампует шедевры как на конвейере. Как такое получается?

Ответ кроется в совокупности способностей человека, которое можно назвать одним словом – мастерство собранности. Мастерство собранности — это способность (компетенция знание, умение, навык) владения собой или умение собрать себя в кучку в нужный момент, чтобы совершить определенное действие. И раз уж это мастерство (а не просто знания-умения-навыки), то оно демонстрируется в любых самых неблагоприятных условиях. Собранный человек в нужный момент качественно и с желанием исполнит требуемую роль по определенной прикладной практике, а также будет исполнять эту роль в течение нужного времени (от минут до жизни в целом).

Мастерство собранности начинает формироваться с самого начала познавания мира человеком. Под собранностью мы будем понимать те способности человека, которые ответственны за обучение и саморазвитие. То есть все то, что требуется для выполнения роли ученика. Например, чтение, письмо, речь, а также психопрактики (управление вниманием, дисциплинированность и т.п.) и определенный кругозор. Без собранности невозможно учиться абстрактному знанию, сложные теории и методы необходимо изучать всю жизнь, а собранность - это базовая функция бесконечно-развивающего деятеля.

Как демонстрируется собранность по жизни на разных временных промежутках? Это ментально и физически подготовленный  человек, чтобы делать определенные действия. Само действие совершается исходя из знаний прикладной практики. Но вот собрать себя в кучку в нужный момент и настроиться на действия позволяет мастерство собранности. Для спортсмена, военного, ученого или менеджера может понадобиться разная квалификация в собранности.

Как формируется собранность? Нужно знать теорию/дисциплину и постоянно практиковаться. Чтобы развить части мозга и тела, отвечающие за мастерство собранности необходимо освоение следующих дисциплин и постановка практик:

  • Психопрактики (управление вниманием, устранение отвлекающих внешних и внутренних факторов):
    • Практики внимания и осознанность на 4 уровнях;
    • Сила воли (для поднадзорности и самоконтроля, и чтобы не тратить неэффективно энергию);
    • Практики работы с неудовлетворенностями (вывод их наружу и называние, например, фокуссинг);
    • Практики работы с эмоциями и внутренними проявлениями (чтобы они не отвлекали, но помогали);
    • Киберпсихика и экзокортекс (использование технических средств, компьютеров и смартфонов);
  • Телесные практики:
    • Практики физической формы для действий в моменте по роли;
    • Практики получения удовольствия;
    • Практики продления жизни;
  • Базовые практики бесконечно-развивающего деятеля:
    • Потребления информации: систематическое чтение, формирование своего окружения, заметки, ….;
    • Размышления: мышление письмом, проговаривание, …;
    • Личное стратегирование: возможности, прагматизм для выбора целей, личные финансы, … );
    • Планирование и организация деятельности: тайм-менеджмент, GTD, азы проектного управления, …;
    • Реализация работ: прикладные практики; Помодоро, Deep Work, состояние потока, …
    • Отдых и восстановление (продление жизни): цикл работа-отдых, смена «картинки», путешествия,
  • Базовый кругозор, в том числе знания по следующим темам:
    • Стадии обучения и личной мотивации;
    • Что такое счастье, успех, бесконечное развитие с точки зрения системного мышления;
    • Этика, шкура на кону (ответственность), сострадание;
    • ….

Собранность особо проявляется при работе со сложностью. Когда результат труда/обучения значительно удален от времени действия или когда невозможно получать положительные подкрепления из внешней среды, тогда необходимо иметь внутренний стержень или, как мы говорим, собранность. Речь идет не только о рабочих проектах, но и об обучении сложным дисциплинам и трансдисциплинам. Имея мастерство собранности, человек с большей вероятностью освоит сложные методологические дисциплины (матанализ, системное мышление или онтологику). Базовый кругозор собранности дает ясные цели бесконечного развития и помогает ставить промежуточные цели, планировать и быть готовым доводить планы до логического конца.

Однако, одной собранности все же не хватит, чтобы создавать успешные системы. Чтобы это все сделать нужно мыслительное и прикладное мастерство. Но упущенное время на строительство этого уровня платформы в детстве сложно компенсировать во взрослой жизни. Многим взрослым потребуется заново осваивать роль ученика. Бытующий стереотип о том, что "я свои университеты уже закончил", свидетельствует о потере навыков обучения. Многие взрослые редко осознанно занимаются самообразованием, планируя свое обучение на период от нескольких месяцев до нескольких лет. Люди 20 века изредка проходили курсы повышения квалификации в рамках выбранной профессии, сейчас обучение становится мейнстримом, но пока ограничивается короткими курсами и часовыми мастер-классами, от которых хотят исключительно практической деятельности без излишней теории. Да еще желательно в игровой форме. В роль ученика взрослые встают с неохотой, не могут удержать внимание на сложном материале в течение 1-2 часов и не могут закончить длительные курсы с регулярным домашним заданием. В школе и вузе не учат осознанно исполнять роль ученика. В частности, планировать свое развитие и мотивацию, управлять вниманием на разном временном промежутке (от момента до часов, от дней до лет), управляться с эмоциями и чувствами, владеть своими мыслями и телом. Без собранности невозможно освоить новые и непростые трансдисциплины мыслительного мастерства. 

Мыслительное мастерство

Понятие "мыслительное мастерство" вводиться в наше рассмотрение, чтобы выделить и понять как действует человека, когда он сталкивается с новыми для себя задачами и что помогает ему принимать решения. Когда человек занимается повседневной работой, то работают автоматизмы его прикладных умений. Но когда, например, пианист начинает разбираться в финансах, то он вряд ли сможет воспользоваться своими прикладными умениями, а даже если с финансами разбирался маркетолог, то вряд ли ему хватило его знаний маркетинга, чтобы разобраться в финансах. В модели жизненного мастерства мы считаем, что когда человек сталкивается с новой для себя задачей или с изучением нового у него задействуется интеллект, то есть та часть мозга, которая отвечает за то, чтобы человек смог решить новые задачи или освоить новое мастерство.

У каждого человека можно выделить мыслительное мастерство, и именно оно является нашей способностью осваивать новые профессии, получать новые знания и, в целом, работать со сложностью мира. Человек с более развитым мыслительным мастерством более вероятно найдет жизненное решение, чем человек не обладающий хорошо развитым интеллектом. Обучаясь конкретной профессии человек так или иначе развивает параллельно мыслительное мастерство. Однако мыслительное мастерство токаря, пианиста и физика рассчитано на определенный класс задач. И если они дополнительно не развивают свое мыслительное мастерство, то не смогут быстро дообучаться и решать другие классы задач.

Мы уже говорили ранее, что мир стал меняться намного быстрее, чем ранее. Новые задачи в работе и жизни возникают регулярно. И именно мыслительное мастерство поможет увидеть новые задачи, новые лучшие практики и поможет быстрее их освоить.

Мыслительное мастерство развивается за счет изучения трансдисциплин. Действительно, чтобы разбираться в прикладных практиках и дисциплинах нужно что-то более масштабное. И именно трансдисциплины, стоящие над дисциплинами, способствуют развитию интеллекта. Изучение сложных трансдисциплин быстрее и качественнее развивает мыслительное мастерство. Это делается за счет осознанного обучения трансдисциплинам и применение прикладных практик в реальных проектах, то есть развитие интеллекта эффективнее происходит в реальной жизни, когда есть что терять (шкура на кону). В тоже время личный опыт, полученный без осознанного изучения трансдисциплин, будет сложно переноситься на решение других классов задач. 

По сути, ответ на вопрос "чему учиться" звучит так: в первую очередь, необходимо учиться современным трансдисциплинам. Учиться трансдисциплинам необходимо всем, кто хочет быть деятелем. Каким трансдисциплинам необходимо учиться?

До сих пор стандартом трансдисциплин считается - STEM (наука, технологии, инженерия и математика). Однако, фундаментальные знания STEM хорошо работали на скоростях жизни прошлого века. Но чтобы сегодня комфортно (без стресса) поспевать за ритмом жизни и работы, необходимо пересмотреть список sota-трансдисциплин. Школа системного менеджмента считает, что вместо устаревшего STEM необходимо освоение следующих трансдисциплин и постановка практик:

  • Ролевые трансдисциплины и формирование ролевого мастерства:
    • Ролевые практики (выявление и выбор ролей, вход, выход и переключение, ролевая осознанность, …);
    • Деятельностный кругозор в части проектной деятельности;
  • Методологические трансдисциплины и формирование соответствующего мастерства:
    • Онтологика и коммуникации;
    • Научное мышление;
    • Вычислительное мышление;
    • Системное мышление;

Ролевое мастерство и методологическое мастерство в совокупности дает мыслительное мастерство. 

Развитие мыслительного мастерства происходит не только теоретическим путем. Обязательно требуется реализация реальных проектов. Но в этих проектах мыслительное мастерство определят необходимые прикладные практики, связывает их между собой, а также ответственно за нарезку проблем на части, которые могут быть потом решены соответствующими прикладными практиками.

Прикладное мастерство.

С общественной точки зрения интеллект и производимое им мыслительное мастерство каждого конкретного человека – это его личная проблема. Работодателя или государство интересуют прикладное мастерство или профессиональные навыки человека, которые позволяют сделать что-то осязаемое (рабочий продукт) в реальном мире. Работодателя интересует итоговый результат, и не интересуют промежуточные стадии размышлений, за которые отвечает интеллект. Запросы работодателя и государства так или иначе удовлетворит какой-то человек, у которого будет достаточный интеллект для освоения прикладного мастерства и создания нужного рабочего продукта. Работодатель платит деньги, и поэтому имеет право выбирать. Но на уровне отдельного человека может быть трагедия, если у него недостаточно интеллекта, чтобы быстрее и качественнее остальных освоить востребованную профессию (прикладную практику). Про интеллект мы поговорили ранее, а тут обсудим прикладное мастерство.

Чтобы развить части мозга и тела, ответственные за прикладное мастерство необходимо освоение соответствующих прикладных практик. Например, чтобы стать пловцом кролем нужно освоить прикладную практику кроля, а чтобы стать бухгалтером нужно освоить практику бухгалтерского учета. Конечно, когда мы говорим, что учимся плавать кролем или изучаем бухучет, то неявно упускаем из виду, что в этом обучении присутствует мыслительное мастерство и собранность, без которых невозможно обучение прикладным дисциплинам. Поэтому, если вы не можете освоить какую-то востребованную прикладную практику, то вероятнее всего, проблема в уровне интеллекта и/или в собранности.

Прикладное мастерство необходимо, чтобы работать в реальной проектной команде. Прикладное мастерство - это исполнение определенной роли, которая ответственна за создание какого-то рабочего продукта. Например, вам нарезали фронт работ исходя из вашей роли. Вы должны доставить пиццу или сформировать список требований к ИТ-системе учета командировок. При выполнение данных работ вы будет применять свое прикладное мастерство. Именно по итогам его выполнения вы получите оплату или какое-то другое поощрение.

Как ставится прикладное мастерство? Прикладное мастерство ставится путем обучения профессиональной дисциплине и определенной технологии. Например, бухгалтер садится за учебники бухучета, и вычитывает там, что такое актив, пассив и т.д. Для этого у него должен быть достаточный интеллект, чтобы разобраться в этой прикладной дисциплине. Системное мышление ему необязательно, но поможет не только быстрее овладеть бухучетом, но и ускорит карьерный рост за счет широкой картины мира. И второе - человек должен нарабатывать опыт и применять соответствующие технологии для составления рабочих продуктов по этой дисциплине. С опытом человек приобретет профессиональную интуицию. Когда профессиональный бухгалтер меняет работу, например, работал в автомобильной промышленности, а потом пришел в строительство, то для него особой разницы с точки зрения рабочего продукта. Работать будет необходимо над тем же бухгалтерским балансом, при этом интеллект и выработанная профессиональная интуиция позволят быстрее сориентироваться в новой сфере.

Источник: черновик онлайн курса «Введение в системное мышление», глава 2.