Как формировать заметки

По сей день книги являются главными источниками знаний, однако не всё прочитанное остаётся в голове, а после длительного промежутка времени текст может и вовсе стереться из памяти. Скорее всего, вы с трудом сможете вспомнить прочитанной полгода назад книги.  Говорят, что лучше прочесть 1 книгу и законспектировать, чем просто прочесть 10 книг. Кажется, что если прочитать 10 книг, вы прочитаете больше материала, но без конспекта чтение становится непродуктивным.

Мысли не появляются просто так, т.к. мысль - результат переработки информации мозгом. Каждый внешний фактор влияет на результат осмысления. Если вы будете жить в неблагополучном районе или залипать в экране телефона, то, скорее всего, потребляемая информация будет влиять негативно. Однако можно фильтровать информацию, например, чтение нехудожественной литературы. Фильтруя информацию, мозг формирует правильные и полезные мысли. Но есть ещё несколько практик для правильного потребления информации, в том числе формирование заметок.

Заметки представляют постоянную деятельность по записыванию всех своих мыслей. Каждый раз, когда вы занимаетесь интеллектуальной деятельностью, мозг формирует мысли. Если ее у вас немного когнитивной работы (работа, опирающаяся на познавательные способности, обработка информации), нужно работать с увеличением времени деятельности. Заметки можно делать во время любой умственной работы - умный мозг сгенерировал мысль, а вам осталось ее записать. Картина мира автора может содержать вещи, которые можно привнести в вашу картину мира, потому следует просто оперативно записать мысль. После составления заметок можно сравнить записанные мысли со своей картиной мира и улучшить её, сделав выводы.

Но заметки бывают разные, и ваш первый шаг для создания умных заметок - исчезающие заметки. Исчезающие заметки представляются в виде записки о любой мысли или идее, которые пришли вам в голову. Можно их не оформлять в официальном виде, так как они нужны для быстрых записей подробностей ваших мыслей. Несмотря на неформальное оформление, исчезающие заметки важно держать в одном месте, в заметках телефона или в блокноте, например.

Исчезающие на то и исчезающие заметки, так как их придётся уничтожать. Но не спешите их стирать через несколько минут после записи, так как после сбора всех заметок в конце дня нужно выписать краткие заметки. Краткие заметки содержат в себе краткие и полные основные мысли из исчезающих. При создании кратких заметок нужно быть очень избирательным в мыслях, которые вы хотите оставить. Идеи должны быть записаны кратко, но информативно, для лучшего понимания указывается контекст. Не следует писать заметки чужими цитатами, для лучшего результата передайте записанное своими словами. Написали краткие заметки? Теперь уничтожьте все ваши исчезающие заметки, они нужны только для передачи вашей краткосрочной мысли.

А теперь к заключительной части про составление заметок:

Никлас Луман - учёный, писатель, а также специалист по написанию заметок. Луман разработал систему записывания заметок "slip-box" (на немецком "zettelkasten"), основанную на бумажных карточках. Эти бумажные карточки (zettel) составляют нашу картотеку. Нам нужно два slip-box'а, один для коротких заметок, а другой для постоянных. Постоянные заметки придают значимость slip-box'у, т.к. составляют долгосрочные знания, по которым можно ориентироваться в будущем. Не сложно догадаться, что постоянные составляются из коротких заметок. В конце недели соберите свои короткие заметки и составьте постоянные. Для их составления нужно отредактировать свои краткие заметки, объединить идеи в одну новую и задать самому себе вопросы про неё.

В пору инновационных технологий совсем не обязательно делать бумажную картотеку подобно Луману, существуют и другие способы ведения slip-box. Одна из альтернатив - Notion, программа как для смартфонов, так и для пользователей компьютеров. В программе интересный и удобный интерфейс, бесплатное пользование и множество функций (создание блоков, таблиц, календарей, добавление медиафайлов, to-do листы и пр.), но из минусов - в Notion нет русского языка. Впрочем, знаний английского языка среднего уровня будет достаточно, чтобы разобраться в программе. В Notion легко создать отдельную страницу, которая может послужить вашим slip-box'ом, а также во время умственной работы легко зайти в программу и записать исчезающую заметку.

OneNote также вполне доступная программа для заметок. Отличие от Notion в платной подписке - годовая подписка 3500 рублей. Также в программе есть голосовой ввод и обычный интерфейс, знакомый пользователям Windows и Microsoft Office. Программа схожа с Notion, а различия только в некоторых фунциях и интерфейсе.

Создайте в выбранной программе отдельную страницу для интересующих вас тем и страниц, и каждый раз, когда вы читаете материал об этой теме, записывайте его в своих исчезающих заметках. Чем больше вы будете практиковаться, тем быстрее поставите умение составления заметок. Заметки - часть мышления письмом, и после обучения практике писать посты будет гораздо легче. Определитесь с темой из slip-box'а и сделайте из заметок набросок текста, а далее откорректируйте его. Главное не забывать писать посты, т.к. публичный пост - начало дискуссии, благодаря которой можно скорректировать свою модель мира. Важно помнить, что заметки - часть мышления письмом, и после обучения практике писать посты будет гораздо легче.

Разве OneNote платный? Это мс офис платный, а OneNote можно использовать отдельно и бесплатно.

В целом суть метода передали хорошо. de-g, а вы уже организовали себе рабочее пространство для заметок? Если да, то в какой программе?

Здравствуйте! Постоянно работаю в Notion, как веду заметки, так и записываю свои рабочие продукты. OneNote ещё не пробовал, но из предложенных приложений курсом школы выбрал Notion.

Понял, спасибо)

OneNote бесплатный! 

Для zettelkasten есть отличный софт - zettlr.

Пробую развивать свой Zettel через Notion уже несколько месяцев. Основная сложность - составление заметок сильно выматывает. Составляю их и для курсов ШСМ, и для книг, но психологически сложно бывает настроится, что сейчас придется активно работать головой и формировать заметки (а потом еще связывать их с другими заметками)

Очень помог ваш пост, не могла для себя обозначить первый шаг в мышлении письмом, после написания исчезающих заметок все пошло гораздо лучше)

Статью хорошо бы дополнить примерами заметок (коротких и постоянных) или рекомендациями по их формату.

Можно, казалось бы, как угодно писать, но это “как угодно” потом сказывается на поиске, чтение, переиспользовании заметок.

Непонимание формата затрудняет выработку привычки. Возникает мыль о том, что делаешь “не так как надо”, а “как надо” не знаешь и поэтому проще не делать.

Спасибо за статью. В курсе “Системное саморазвитие: введение в системное мышление 2021” буквально с первой главы используется понятие “исчезающие заметки”. Человеку, не знакомому с данной методикой, не просто найти информацию. В яндексе по запросу “исчезающие заметки” в выдаче появляется статья из блога ШСМ “Немного про исчезающие заметки - Блог ШСМ”, которая в отличие от вашей не раскрывает принципы методики. Возможно, если в тегах или в названии добавить упоминание про “исчезающие заметки”, то поисковикам будет легче найти вашу статью.

Спасибо за ваш пост! Мне было важно прочесть, что исчезающие заметки - лишь этап к написанию собственных текстов и что заметки важно переработать и только потом удалить. Нюансы исчезновения не сразу уложились у меня в голове. :slight_smile:

очень сложный момент с заметками не срываться на цитаты, потому что очень часто в курсе идеи (особенно выделенные) сформулированы настолько четко и точно, что выражая их своими словами получается некое ухудшение входной информации. Испорченный телефон в действии.
В этом месте я вижу выход в том, чтобы не копировать или дословно переписывать мысль в исчезающую заметку, а делать некую задержку и потом формулировать письмом то, что осталось в голове. Пока что это работает неплохо

Выпишу тезисы для себя:

  1. Прочитал, услышал, осенило – сразу же выливаю мысли в общий котёл с заметками. Не корректирую текст, потому что главное это записать сразу, пока мысль не ушла.

  2. В конце дня выделяю время 30-60 мин, в течение которых осмысливаю записанное и переписываю это же коротко своими словами, после чего удаляю исходный текст.

  3. В конце недели выделяю время 60-120 мин, в течение которых нахожу связи между заметками из п.2 и оформляю в цетели/ карточки.

Статья упускает момент, что конспект и свои мысли это не одно и то же. И что свои мысли бывают actionable и non-actionable.
Возьмём вот эту саму статью про заметки. Прочитав её, какие заметки я бы мог написать?

  1. Понятие "исчезающих" заметок и их жизненный цикл
  2. Мнение, что статья/практика хорошая/плохая. И аргументированная критика
  3. Идея, что мне стоит установить Notion, попробовать делать "исчезающие заметки" и т.д.
И жизненный цикл у этих заметок разный. Т.к. управление информацией это, можно сказать, моя профессия, то заметку №1 я внесу в свой Zettelkasten (общую структуру знаний/картину мира) и интегрирую с описанием других похожих и отличающих практик. Заметку №2, если она получится, я опубликую — например, в этом комментарии. Заметку №3 я в итоге оформлю в виде задачи или проекта в планировщик.

Вот о каких конкретно заметках идёт речь в статье — не понятно.

А для разных видов заметок подходят разные инструменты.

OneNote для заметок №1 подходит очень плохо.
Это старое поколение систем ведения заметок, где основная сущность — страница. И интерфейс, и функции под неё заточены.

  1. Сложно одновременно смотреть несколько страниц или обозреть всю иерархию заметок целиком
  2. Нет backlinks
  3. Ссылки на отдельные абзацы есть. Но не в веб-версии. Да и из десктопной версии ссылки на абзацы использовать вне OneNote без напильника невозможно
  4. Функция сворачивания блоков есть. Но не в веб-версии
По сути, OneNote это та же самая тетрадь, просто электронная. И у неё почти все те же самые проблемы, что у конспектов вузовских лекций. В итоге, построить в OneNote второй мозг/Zettelkasten нереально. Или, как минимум, нерационально.

В новом поколении инструментов — Roam Research, RemNote — основная сущность это блок (абзац, пункт списка).
По поводу Roam не могу утверждать - он на мой взгляд необоснованно дорогой. Но в RemNote все эти проблемы решены. И + у него есть бесплатная версия. В общем, для заметок №1 я его рекомендую.

Notion занимает промежуточное положение. Он как бы тоже основан на блоках. Но функцию ссылки на блок они почему-то обрезали. Backlinks к блокам тоже нет. Блоки могут быть или нумерованными/буллетами/чекбоксами, или сворачивающимися. Не одновременно.
И страницы в нём тоже есть, развернуть дочернюю страницу нельзя.
Единственный плюс Notion по сравнению с RemNote и OneNote — это БД (таблицы).

Спасибо за комментарий про то, чтобы делать задержку после прочтения и сформулировать то, что зацепил ум. Действительно очень сложно записать сразу мысль своими словами.