Это попытка применить/заземлить стек танцевальных практик на танго как культуру/деятельность. Составив эту таблицу мне стало намного проще смотреть на то, чем я занимаюсь.
Слова “танго” и “танец” используются в таблице лишь один раз: как стиль танца наряду с милонгой и вальсом и как связанная последовательность танцевальных фигур/па в течение одной песни соответственно.
Тип системы | Система/Уровень | Свойство/Поведение системы | Исполнитель | Объекты исполнителя | Создатель исполнителя |
---|---|---|---|---|---|
Сообщество | Сообщество города/страны/планеты | Сохранение и/или эволюция традиций, музыки, истории | Танговский, тангонутый, тангоголик, носитель культры (Тангеро города Х/страны Х/планеты Земля) | Стиль жизни | Амбассадор |
Сообщество | Субсообщество | Лидерство, миссионерство, просвещение | Клуб “Очо”-“Очовский” (Тангеро тусовки Х) | Стиль жизни | Организатор сообщества |
Мероприятие | Милонга/Вечеринка | Ронда, пиар | Милонгеро | Траффик, формат, мирада, кабесео, ролевой/гендерный баланс | Организатор милонги |
Перформанс | Танда | Нарратив/рассказ/история | Пара | Последовательность/Импровизация | Пара |
Стильное танцевание | Последовательность/Танец (1 песня) | Стилистика/стиль танцевания, заполнение музыкального произведения | Танцор стиля (танго, вальс, милонга, милонгеро, салон, канженге) | Паттерн (круг/хиро, калесита, крест, прогулка, …), канон, композиция | Преподаватель стиля |
Танцевальное движение | Фигура | Ведение/Следование, танцевальное движение тела | Танцор | Шаг, пивот, украшение | Преподаватель танцев |
Общее движение | Элемент | Движение (части) тела | Движенец | Ось, опора, проекция, импульс | Тренер |
Сообщество города/страны/планеты
Рассмотрение любых танцев вне сообщества мне кажется бессмысленным, потому что танцевать нужно с кем-то, ну или для кого-то на худой конец. Мы живем во время, когда за 12 часов можно долететь до другой стороны планеты, так что мне не кажется гипертрофированным рассматривать планетарное сообщество.
На этом уровне планируются путешествия - поехать в город Х и там потанцевать. Этот уровень позволяет тангонутым взять и написать знакомому знакомого знакомого: “Привет, я от знакомого знакомого знакомого, завтра буду у вас в городе, где потанцевать?”. Да и не только это. Мои переезды в Париж и Сеул были связаны не только с работой, но и с танго, уверен, я не один такой.
К сожалению, далеко не все знают о том, что вне города есть танго. Более того, есть сообщества, где настоятельно не рекомендуют выходить за пределы этого сообщества.
Субсообщество
Можно этот уровень и не выделять, но мне как организатору сообщества он важен, потому что сразу в городское/“страновое”/мировое сообщество я привлечь людей не могу, а вот в свое - да.
На этом уровне стоит просто рассказывать людям о том, что есть танцевание может быть не только в театре/кино и соревнованиях, но есть и “социальное танцевание” - ради своего кайфа, интереса. “И, кстати, мы можете поехать в другой город/страну…”
В этой плоскости нужны также практики поддержания существующего сообщества, его сплочения. Пока у меня тут относительный провал - приходится действовать харизмой, а это чревато, потому что идет опора не на метод, а на персону.
Милонга/Мероприятие
Пишу через “слеш”, потому что это не милонга как стиль танца или музыки, а именно мероприятие.
Субсообщетво состоит из различных мероприятий. Другие мероприятия на этом уровне - марафоны, фестивали, соревнования. Но милонга по моему опыту - самое яркое проявление культуры танго, этот вывод я сделал в пандемию: как люди только не изгалялись по всему миру, чтобы организовать подпольные милонги.
Большая проблема - привести людей на милонгу. Стабильный мем на постсоветском (и не только) пространстве - “надо много учиться и непонятно, зачем и когда это применять”. Об этом уже писал: Изменяй мемы, изменяй продукты.
Явный признак, когда этот уровень пропущен - гендерный дисбаланс. Ни один организатор милонги не посоветует преподавателю социальных танцев набирать людей в пропорциях далеких от 1:1. Однако именно это происходит во многих школах.
Танда
Тангеро не привыкли рассматривать танду как перформанс. Ключевой момент здесь в том, что танцевальная пара одновременно является и исполнителем и наблюдателем своего же перформанса. Разве что взгляд этот изнутри: после него остаются воспоминания, “послевкусие”, иногда после хорошей танды хочется посидеть, подумать о вечном. Хотя есть и любители быть снятыми на камеру и выложить ради лайков и самолюбования.
На танду тоже сложно выводить людей. Обычно людей учат танцевать “связку”, а ведь это более чем на уровень ниже, потому что танда состоит из песен.
Танец, фигура, элемент
Здесь можно разделить по-разному, на данном этапе делю на
- танец/последовательность в течение одной песни
- фигура как культурно узнаваемая “связка” (хиро, калесита, очо)
- элемент как общетанцевальное движение, посмотрев на которое мы не будем знать, какой перед нами стиль (шаг, проекция, пивот)
И слепку из этих трех уровней и преподают большинство “преподавателей танго”. В кавычках потому что в этом преподавателе слеплены 3 роли - каждая на своем уровне:
- преподаватель стиля
- если посмотреть на две яркие пары известных танцоров, то мы восхитимся их стилистическим особенностями, за которыми придем на урок. Чтобы их увидеть можно посмотретьвидео двух разных пар, танцующих одну и ту же песню
- уроки этого уровня называются “секреты аргентинских мастеров” или “я привез из Аргентины безумные фишки”
- преподаватель танцев/танцевального движения
- некоторыми танцоры вызывают восхищение фактурой движения (не стиля! отдельные танцоры, а не пары!)
- бесконечные отработки очо, шагов вперед и прочие “техники”
- тренер
- некоторые учат владеть своим телом в принципе, применяют такие методы как Фельденкрайс или подобные
- уроки: “расслабленные руки”, “сильные ноги” и т. д.
Уровни ниже
Последний нижний уровень, уже не обладает терминами, специфичными для культуры танго: опора и проекция есть любых танцах и человеческих движениях вообще. А значит уровни ниже тем более не являются специфичными для нашего стека, поэтому я их сейчас рассматривать не буду.
Лишь отмечу, что “преподаватели танго” часто интересуются около медицинскими темами про сухожилия, мышцы и кости, но чтобы говорить об этом уровне, нужно несколько лет медицинского образования. На мой взгляд, лучше попробовать удержать в голове предыдущие уровни, а эти оставить специалистам-медикам.
Выводы
Во-первых, надо держать в голове все уровни! Все! И всем =)
Где уроки?
Уроков в этом стеке нет. Более того, заниматься обучением на милонге неприлично. Обучение и уроки - в цепочке создания, и то они разделены всего на три уровня. Поэтому если вы ходите только учиться, извините, но до танцора вам далеко.
Происходящее на площадке автошколы - не вождение, а обучение вождению. Вождение происходит в городе, в реальной ситуации, без инструктора/тренера/преподавателя, где водитель (не ученик) самостоятельно должен принять весь спектр решений. Например, можно правильно припарковаться, но кого-то запереть и найти машину с проколотыми шинами: техника вождения исполнена правильно, но нет культуры (!) вождения.
Начинать сверху
- Культура сохранена и сохраняется благодаря сообществу планетарного масштаба (Пафос, но факт). Чтобы продолжать это делать…
- В культуру приводят новых тангеро локальные сообщества. Чтобы войти в это сообщество надо…
- Быть участником милонг (Не уроков!). На милонгах можно просто сидеть, а можно…
- “Общаться” как танцевальная пара в течение одной танды (Танда как танцевальный нарратив). Чтобы это сделать…
- Нужно уметь танцевать части этого нарратива как небольшие танцы/“истории”/“абзацы”. Которые в свою очередь состоят из…
- Предложений/Фигур/Паттернов, произнесенных с различной интонацией/музыкальностью, но чтобы их вести/на них вестись придется…
- Понять как вообще это все “говорить”/двигаться
Всего понемногу > много одного
Если представить об этом стеке как о колонне, то важно, чтобы на каждом уровне было хоть что-то, тогда можно собрать целую колонну - тангеро. Это будет более ценно и функционально нежели один прокачанный уровень/кусок колонны, например, если танцор отработал и выучил 100500 связок из онлайн уроков, но не знает, как пригласить другого, то на мероприятии ему делать нечего.
И пусть эта колонна будет собранна в первой итерации в режиме “хоть как-то”, это не важно, это уже будет минимальная единица сообщества, которую затем можно развить.