Попробовал порассуждать относительно обучения сложному интеллектуальному знанию по аналогии с военным вузом. Обычно сложное знание дается в определенных школах (вузах), в которых кроме самого предмета обучения большое значение уделяется культуре (мировоззрению). Отличный интеллект (умность), опыт и кругозор не то же самое, что умение быстро учиться (культура обучения).
Курсанты в военном вузе осваивают армейскую культуру, то есть становятся военными по мировоззрению. Обычный гражданский человек должен сначала стать солдатом, а уже потом получать офицерскую военно-учетную специальность. Новобранец обязан освоить практики организации солдатского быта и дисциплины, а также общие практики строевой и боевой подготовки.
По этой же аналогии подготовительная программа ШСМ является таким же “курсом молодого бойца”, в результате которого появляется ученик (как аналог солдата). Ученик как и солдат должен сформировать определенное мировоззрение, а также научиться практиками ученика (практикам саморазвития).
Солдат – носитель армейской культуры, а ученик – носитель культуры обучения.
В военный вуз приходят разные люди, хотя преимущественно понимающие куда они идут, но даже они не все готовы быстро воспринять армейскую культуру. В нашем же случае, многие не понимают что такое ШСМ и зачем им снова фундаментальное образование, а дополнительная проблема еще в том, что лишь малая часть понимает что такое современная культура обучения. Например, что значит непрерывное обучение и бесконечное развитие (многие чураются обучения всю жизнь), практические многие утеряли после вуза способность к длительному обучению.
Поэтому я считаю, что нашим новобранца также обязательно проходить “курс современного ученика”. Это можно делать параллельно с основной программой или в ускоренном режиме, но осознанно ставить культуру ученика необходимо! То есть речь о повышении агентности на постоянно получение фундаментального образования, о развитии мировоззрения и о постановке практик саморазвития. Культура обучения является такой же обязательной как культура гигиены, культура питания, физическая культура и т.п.
Почему это важно сегодня для развития ШСМ?
Потому что мы говорим о максимально широком масштабировании, а для этого необходима ставка на культуру и на какой-то универсальный цивилизационный опыт. Военному делу учат примерно одинаково всем мире, хотя, конечно, у разных стран есть свои детали и особенности. И военном вузе всегда есть отличники, которые схватывают армейскую культуру на раз-два. Такие же отличники есть и на нашей основной программе, но это далеко не большая половина (а с ростом количества абитуриентов этот показатель будет только падать). В то время как военный вуз доучивает практически всех. И нам с ростом количества студентов необходимо доучивать почти всех и во всех уголках мира. Так что присматриваемся к общей цивилизационной культуре обучения и пытаемся найти свой путь развития (обучения).
P.S. У нас идет обсуждение в Методсовете по поводу необходимости выделения культуры обучения. Я разделяю позицию о том, что армейские и религиозные аналогии имеют “крепкий ватный имперский дух” и не могут полностью считаться Sota. Тем не менее, я говорю лишь об аналогии, то есть выделяю отдельный общий принцип, который продержался тысячелетия. Такой же принцип разделения формы и содержания я описывал в спорте.
Под формой, в нашем случае, я понимаю культуру обучения, которой необходимо учить осознанно и отдельно от основной программы (но при этом можно одновременно). Для меня не стоит вопрос: надо ли погружать в культуру обучения осознанно или это пусть идет фоном через неявную трансляцию основной программы? Я сделал свою гипотезу, что культура обучения это мировоззрение (непрерывное и бесконечное развитие, о котором в курсе “Системное саморазвитие”) и практики ученика (курс “Практики саморазвития”).
Если бы мы набирали (у нас был бы бренд и возможности) лучших в физмат со всей страны, то, конечно, это требование – ерунда. Возьмем тех, кто уже желает и умеет учиться. А если мы хотим массовое обучение, то считаю этот факт формы или культуры обучения игнорировать нельзя. Я не хотел бы строить элитную школу, а хотел бы замахнуться на реформу новой грамотности и новый стандарт высшего образования. И двигаться к этому постепенно.