Планирую разделить материал на серию постов. В первых частях опишу что-то вроде конспекта. В последующих — немного наблюдений из личного опыта применения материала к своему телу.
Системные уровни "движения" и место Системного фитнеса (СФ)
В жизни мы занимаемся разными видами деятельности: ходим в магазин, плаваем, танцуем, занимаемся боксом, бегаем, перемещаемся из пункта А в пункт Б, сидим за компьютером по 8-12 часов в день и много думаем и пр. Хотим или не хотим, но для этого приходится использовать свое тело. И под каждую такую деятельность наше тело физически перестраивается, чтобы её успешно выполнять. Для тех кто знаком с системным подходом эту мысль можно выразить так: под каждую роль, которую мы исполняем, тело должно менять функцию, а под эту функцию менять конструкцию. Например, в баттерфляе нужно уметь делать из тела длинную ленту, которая будет изгибаться волнами и проскальзывать сквозь воду (как угорь или змея в воде). То есть функционально тело — это большая извивающаяся лента. Конструктивно — это какие-то определенные "куски тела"/тканевые объемы/(совокупности мышц, связок, костей и пр в разных частях тела), которые динамически перестраиваются в каждый момент продвижения в воде и в своей совокупности дают новое эмерджентное свойство тела, которое позволяет выполнить требуемое функциональное движение.
Еще аналогии: у пловца кролем рука выполняет функцию весла; у боксера в момент удара — функцию молотка (заранее прошу прощения у спортсменов за такие неуклюжие аналогии); когда несем пакет с продуктами домой — рука становится неким грузоподъемным устройством с возможностью захвата грузов. Рука вроде бы одна и та же, а функции разные.
Соответственно, чтобы успешно перестраивать конструкцию тела под разные функции, которые требуются в исполняемой роли, необходимо иметь определенное мастерство владения телом — быстро и точно подстраиваться под разные телесные ситуации (в динамике! где важны миллисекунды). Тут нам помогает СФ — позволяет в разных областях тела ставить регуляции (где надо мгновенно расслабить, где надо — сделать усилие) + собирать из этих областей/кусочков ансамбли, ленты, структуры целого тела. Чтобы структура вдоль всего тела представляла единые механические свойства (а не набор кусков с разными свойствами — "разорванные" дисфункциональными пережатыми частями ленты и пр). Когда такой эффект есть, мы получаем выигрыш на прикладных/практических уровнях движения (лучше танцуем, быстрее плаваем и пр).
Системные уровни (от менее крупного к более крупному):
- ...
- Физиология (мышцы, связки и пр) — сюда не лезем, это уровень других специалистов. Например, врачей.
- "Телеска" — тут СФ/соматостатика (масштаб движений - миллиметры, "микрошевеленка" - тут надо еще разобраться)
- Общее движение - тут соматодинамика (масштаб движений - сантиметры, которые складываются в метры - тут тоже надо еще разобраться)
- Специальное движение. Например:
- разные виды спорта
- бытовые движения (носить ребенка и пр)
- публичные выступления
- Стилевое (в случае с танцами: это специальное плюс ритимка, стили и пр)
- ...
47 этажей и 8 стрелочек
Это упрощенная модель, которая дает некую "карту" тела, чтобы нарезать его (вниманием) на разные части, выполнять всяческие сознательные манипуляции с тканевыми структурами (совокупность мышц, связок и пр) вокруг области нужного этажа: скручивать, вытягивать, стягивать... Это в свою очередь позволит научиться вниманием чувствовать все тело и в нужные моменты быстро перестраивать структуры под требуемую функцию (где надо — обмякать, где надо добавлять тонус).
Этажи/области тела разделяются костной структурой (фаланги пальцев рук, пястные, запястные костя, предплечье, плечо и дальше вплоть до зоны каждого отдельного позвонка и так до фаланг пальцев ног — подробнее все это есть в материалах курса). Скорее всего, есть только один человек в мире, кто смог овладеть всеми 47 этажами и чувствует области любого из своих позвонков — это сам Климат (хотя, он, скорее всего, умеет 125+ этажей). Для начинающих на курсе разрешается прикидывать этажи на глаз, плюс-минус крупными "кусками" ("где-то в районе шеи", "где-то около груди", "около поясницы") — постепенно, с тренировками, будет улучшаться способность более тонко различать их (если такая тонкая различалка потребуется для вашего вида движения).
Этажи потом можно будет объединять (это когда будем работать с лентами).
"Стрелочки" — это направление усилия, которое мы применяем на каждом этаже:
- вперед
- назад
- вправо
- влево
- вытяжение вдоль костной структуры
- стягивание вдоль костной структуры
- скрутка по часовой
- скрутка против часовой
Пример: вытягиваем вперед руку (от плеча до кончиков пальцев), пробуем её скрутить по часовой, против часовой, повернуть влево, вправо, вытянуть, втянуть. Намеренно укрупнил область до почти целой руки, чтобы было проще воспроизвести по текстовому описанию.
Разные "стрелочки" позже можно будет объединять в гибридные направления (скрутить по часовой, вытянуть вдоль и направить вперед).
На каждое сочетание этажа + стрелочки есть набор приемов (упражнений) для тренировки на них внимания и сознательной регулировки.
Повороты, прогибы, наклоны и линейка
Поворотами, прогибами и наклонами будем пользоваться как линейкой и проверять текущее функциональное состояние позвоночного столба.
Сидим на кресле:
- делаем поворот (таз на месте, поворачиваем туловище) и смотрим ощущения
- прогибаемся (описываем серединой дуги)
- наклоняемся (по краю дуги)
Форма у поворотов и наклонов похожая, но в наклоне общий центр тяжести смещается за пятно опоры и нам приходится напрягаться чтобы себя поймать. В прогибе же остаемся над пятном опоры и усилий для поддержания изгиба требуется меньше. Наклоны и прогибы можно совмещать.
Когда мы развиваем поворот, у нас где-то что-то напрягается, а где-то что-то натягивается. Рассматриваем с трех позиций:
- понимаем
- ощущаем
- замеряем (в амплитудах, градусах)
Пример с шеей: сидим на стуле, поворачиваем головой до момента пока не требуется прикладывать особых усилий (фаза проявления сопротивления, где начинаем понимать, что чем дальше поворот, тем больше натяжений и усилие)
С этой фазы для продолжения движения есть две стратегии:
- наращивать силовое сопротивление - не наш вариант
- дорасслабление объемов/"кусков тканей", которые сопротивляются. Доходим до сопротивления - вспоминаем как их расслаблять - они расслабляются и на какую-то амплитуду уходим дальше без усилия и перенатяжения, до новой крайней амплитуды
А как и что вспомнинать чтобы расслабиться? Чтобы что-то вспомнить, нужно сначала что-то запомнить. Тут помогают приемы СФ — "играться" с регуляцией, эффектами на дорасслабление и контекстное запоминание ощущений, которые соответствуют развитию усилия на напряг и расслабление на нужном "этаже". Про эти приемы немного говорил выше — в этажах и стрелках. И буду говорить в следующих постах.
На этом пока всё — лучше отработаю по Timeboxing и выдам наружу хотя бы какой-то более-менее логически завершенный материал, чем затяну с "идеальным" постом еще на несколько дней.
О чем еще нужно написать:
- Про СФ
- Про наборы памяти и контекстное вспоминание, сознательное изменение автоматизмов. Описание концепций John Doyle (https://ailev.livejournal.com/1622346.html) и COIN (https://vk.com/wall-179019873_1435) в приложении к Системному фитнесу.
- Безмасштабность
- Место чеклистов в СФ
- СФ - язык для синхронизации языков разных школ движения
- Аналогия упражнений СФ с Голдраттовским снятием ограничений (начинаем "шевелить"/снимать напряжение где угодно — в теле, как и в организации, все связано — начинаем хоть с мизинца)
- Термин для объемов/"кусков тканей" как совокупность элементов нижестоящего системного уровня (мышц, связок и пр) рассматриваемых как "целое".
- Протоколы снятия усилия
- Мышечная слепота
- Про создание и использование мастерства обмякания
- ...
- Про практику применения материала СФ к своему телу
- Как попробовал тренироваться в бассейне (переоткрыл для себя бассейн! Раньше было скучно и еле-еле заставлял себя поплавать 20-30 минут или около 1 км, а сегодня абсолютно нескучно провел в воде целый час экспериментов)
- Как преодолеть ступор, "включиться" и начать с интересом делать домашку (применять материалы курса к своему телу) — начать практиковать мышление письмом! (писать, выносить наружу свое понимание материала СФ)
- ...