Гуманистическая точка зрения закрепила в массовом сознании лестное для каждого самомнение об «уникальной личности», о «богатом внутреннем мире», с которым нужно считаться. Однако одна из проблем понимания гуманистических тезисов — это поиск в себе решений или задавание себе вопросов, ответы на которые по определению не могут находиться «внутри человека».
Чтобы нейронная сетка могла дать адекватный ответ, она должна быть соответствующим образом настроена или обучена. Глупо спрашивать у детсадовца о пользе религии, а у школьника о реформе налоговой системы. Человек приходит в этот мир как tabula rasa (с лат.—«чистая доска»), поэтому чтобы «слушать себя» и чего-то «раскрывать в себе», кроме животных инстинктов, необходимо предварительно что-то вложить в себя и далее поддерживать актуальность знаний[1] . И чем сложнее вопрос, тем больше необходимо вкладывать.
Ребенок всегда хочет сладкую еду, похвалу и развлечение. Плохо, когда с возрастом интересы не сильно усложняются. «Не знаю, чего хочу», скука или депрессия, вечный «поиск себя» — это с большой вероятностью результат недостаточного потребления качественной информации. Именно качественная информация[2] расширяет кругозор и способствует формированию новых мыслей и идей. Широта и масштаб интересов определяет калибр личности. Одни не знают, чего хотят, и убивают время, а другие имеют планетарные идеи, им не хватает времени. Вряд ли такое катастрофическое различие между двумя особями зависит от генов.
Формирование личности происходит в течение всей жизни, и существенным образом на это влияет социальная среда, которая, в том числе, запускает заложенные природой программы (гены). Мы говорили, что человек-деятель меняет мир, создавая системы. Но, с другой стороны, окружающий мир или социальная среда непосредственным образом участвует в развитии личности человека: задает его интересы и кругозор, формирует «картины мира» и способствует развитию мастерства. Социальная среда также помогает упорядочивать сознание, отвлекает человека от внутренних воображаемых проблем и беспокойств.
Человек может использовать позитивное влияние социальной среды на свое развитие и устранять её негативные влияния или же может плыть по течению, следуя догмам и социальным стереотипам. Догмы, мифология и стереотипы сыграли положительную историческую роль, внося какой бы то ни было смысл жизни и вселяя в людей психическое спокойствие относительно хаоса реальности[3] . Но отрицательные последствия ненаучных картин мира заключаются в том, что они построены на безоговорочной вере, не требующей проверки и научного анализа, или на упрощении, что легко в освоении и в последующем подражании. Догмы и стереотипы, успокаивая сознание, при этом имеют плохую предсказательную силу о действительности, хотя имеют силу власти над неокрепшими умами. Следуя догмам, сложно осваивать новое и бесконечно развиваться.
Социальная среда включает в себя культуру и страну проживания, круг общения, образовательную среду и т. п. Реклама, ТВ, соцсети, родители и друзья, учителя и коллеги – все они участвуют в формировании личности человека. Джунгли, средневековый город, российская глубинка или европейский мегаполис создадут совершенно разных людей. Это будут люди с разными интересами, картинами мира (взглядом на мир), мастерством, потребностями и желаниями (неудовлетворенностями). Знания цивилизации приходят к человеку из социальной среды. Человек потребляет эти знания осознанным и неосознанным образом[4] .
Окружающая человека среда формирует личность так, что собственные интересы от навязанных извне отделить практически невозможно. К примеру, человек может выписать свои интересы или потребности, но он вряд ли сможет справиться с заданием разделения «истинных» его интересов от тех, что пришли из социальной среды. Счастья, любви, общения, безопасности желает каждый человек, и это заложено природой. Но человек не рождается с интересом к космосу, математике или к поэзии. У него может быть предрасположенность и природные способности, но интересы проявляются или усиливаются социальной средой. Нам важно понимать процесс формирования наших интересов, чтобы удовлетворять их, одновременно менять мир к лучшему.
С одной стороны, социальная среда призвана защитить человека от излишнего многообразия мира. Культура помогает сузить внимание человека до общественных норм и ограничивает возможности, чтобы не вносить хаос в сознание человека. Маркетологи заметили, что большой выбор товара мешает покупке, в то время как ассортимент в несколько ходовых моделей облегчает принятие решения. Культура определяет варианты жизненных стратегий, говорит, что хорошо и что плохо, к чему должен стремиться человек и какими методами пользоваться.
Но, с другой стороны, социальная среда имеет свои минусы. В окружающей среде за внимание человека конкурируют поставщики разных моральных норм[5] . Человек может попадать в чьи-то умело расставленные сети посредством завладения вниманием. Последние исследования о работе мозга кое-что говорят об отсутствии у человека «свободы воли» или «свободы выбора». Человек, конечно, делает выбор самостоятельно, но этот выбор обусловлен теми «картинами мира», которые ранее были заложены в мозг человека[6] .
С биологической точки зрения в голове по нейронной сетке проходит определенный импульс, и человек решает выбрать определенную зубную пасту. Если он специально не включит медленное мышление[7] , то сработает автоматическое быстрое мышление, которое сделает предопределенный выбор. Этот выбор будет, скорее всего, связан с имеющимся опытом, но сам этот опыт был получен исходя из той информации, которая ранее попала в мозг человеку. И не последнюю роль в загрузке данной информации сыграла реклама.
Достижения нейронаук стали массово использоваться в маркетинге, пропаганде и других сферах. Уберечься от того, чтобы кто-то не заложил в вашу голову свою модель мира, довольно сложно. Особенно если не знать об этом. Мозг постоянно потребляет информацию, и человек не может постоянно думать о том, куда направить внимание. Для этого нужно задействовать затратное медленное мышление. На это рассчитаны уловки поставщиков контента, которые завладевают вниманием человека. А далее, согласно теориям нейромаркетинга, дело за малым – провести «пойманного» потребителя по стадиям жизненного цикла[8] до нужного им активного действия в виде покупки, отданного голоса, уделенного времени и т. п. Для этого в мозг потребителя и закладываются определенные картины мира.
Уберечься от отрицательного влияния социальной среды сложно, ведь для этого нужно всегда находиться во внимании. А это невозможно. Поэтому человеку необходимо заранее осознанно формировать свою социальную среду, которая будет оказывать положительное влияние на кругозор, мастерство и упорядоченность сознания. Для этого необходимо пересмотреть круг источников информации и/или выработать тактику взаимодействия с ними, устранить привычку залипания в телевизоре и соцсетях, влиться в сообщество, ставящее этические цели, выработать внутреннюю устойчивость к стрессам.
Важная практика — систематическое чтение полезной литературы. В течение дня человек так или иначе потребляет большое количество информации, и не всегда эта информация качественная. Поэтому необходимо в плановом порядке резервировать время на ежедневное чтение несколько десятков страниц качественных книг. Например, из рекомендуемого списка курса[9] . Только таким плановым подходом можно бороться с негативным влиянием социальной среды. Если вы сами не будете планировать данное время потребление качественной информации, то с большой вероятностью вы будете потреблять информацию, которую кто-то для вас отобрал.
Таким образом, человеку важно уметь работать со своим окружением, правильно пользоваться информацией и управлять своим вниманием. Качественная информация – это хорошие картины мира, которые имеют большую вероятность предсказания. Эти теории мы можем получить за счет осознанного расширения кругозора и обучения практикам потребления качественной информации[10] .
- [1] А не руководствоваться предрассудками, устаревшими теориями или картинами мира из телевизора.
- [2] Речь об информации, которая находится за гранью текущего понимания реального мира.
- [3] Который им может только казаться, поскольку текущие картины мира не позволяли объяснить происходящее и не вырабатывали алгоритмов действий.
- [4] Потребление знаний связано с обучением. Обучение может быть осознанным и неосознанным. Об этом поговорим в следующих разделах. А здесь обсудим незаметное для человека воздействие социальной среды.
- [5] Придумываются такие метафоры, как «социальный лифт» или «рай после смерти».
- [6] Например, многие последователи плоской Земли изначально включали видео только для того, чтобы посмеяться над глупостью конспирологов, но постепенно проникались идеями и сами начинали скептически относиться к общепринятым истинам. https://www.theguardian.com/science/2019/feb/17/study-blames-youtube-for-rise-in-number-of-flat-earthers
- [7] https://ru.wikipedia.org/wiki/Думай_медленно…_решай_быстро
- [8] Например, стадии жизненного цикла AIDAS – attention (внимание), interest (интерес), desire (желание), action (действие), satisfaction (удовлетворение).
- [9] Список в самом конце курса.
- [10] Например, поиск и работа в сообществе людей с прогрессивными взглядами.
Источник: учебник/Онлайн-курс «Системное саморазвитие: введение в системное мышление»