Методическая составляющая Системного Фитнеса

Представьте исполнение движения. Работая с улучшением движения мы описываем его визуально. В поиске причин переходим к описанию инерции в теле, идем дальше и отстраиваем координационную работу мышц. Не переходя на критику способов объяснения разных преподавателей опишу структуру Системного Фитнеса.

В рамках отношений часть-целое и конструктивное-функциональное внутри системного фитнеса выделено три блока:

- Движение тела

- Статичное тело

- Часть тела

Лейтмотив работы на каждом из блоков сознательная координация мышц в диапазоне задаваемым культурой движения человека. Тут мы понимаем разницу диапазона координации в быту, спорте, танцах, боевых искусствах. Прежде всего из за разницы в весовой нагрузке домохозяйки, бойца, бегуна и тангеро.

Приемы работы в модели системфита накрывают весь этот диапазон, что позволяет моделировать частные приемы под каждый род занятия.

Координация на каждом из уровней определяется:

- Часть тела, функциональная координация мышечных пучков "на месте" на обмякание и на усилие минимум в 12 направлениях.

- Статичное тело, координация лентами на обмякание и регулируемое усилие.

- Движение тела, координация переходов от ленты к ленте на обмякание и регулируемое усилие.

Уровнями ниже лежат анатомия, биология, химия — науки описывающие из чего состоит тело.

Выше уровнями стилевые базы движения (в танце, спорте, боевых искусствах в привязке к ритму в танце или динамическим обстоятельствам в спорте и боевых искусствах), стили движения(последовательности форм и приемов в привязке к музыкальной композиции в танце, к поведенческим стратегиям в обстоятельствах спарринга или игровой ситуации) и т.д.

Работа на уровне СФ позволяет изменять качества тела через сознательную мышечную координацию.

В рамках блока "Часть тела", курсанты работают с базой памяти о теле, заполняя белые пятна, постановкой обмякания и регулируемого усилия с шагом 10-30 грамм давления от мышечного усилия, постановку и развитие мышечного различения и мышечной памяти, формируют привычку действовать согласуясь с сигналами своей нервной системы.

При переходе на блок "Статичное тело" курсант отстраивает координацию лентами в позах его культуры движения. Здесь приходится учить себя договариваться с несознательными влияниями нервной системы на координацию мышц. Развивать координационный диапазон до силовых нагрузок "Под собственный вес", еще не спеша, на скорости доступной нервной системе хозяина отстраиваются равномерные координации размером с позу, те самы ленты.

На блоке "Движение тела" курсант работает над скоростью координации. Поднимает скорость координации лентами на обмякание и на усилие. Растет скорость исполнения под требования культуры движения, будь то ограничения во времени из за темпа музыки в танце, скорости реакции в боевых обстоятельствах, или скорости спортивной нагрузки, например, скорость координации при работе ног горнолыжника на кочках.

Выходя на высшие уровни работы с телом язык внутренного диалога меняется на выполнение алгоритма задачи, или отслеживание качества тела или общего состояния ума.

Возвращаясь к методической сути модели Системного Фитнеса. Инструктор владеющий инструментами Системного Фитнеса способен находить белые пятна в мышечной памяти курсанта, формировать новые каталоги мышечной памяти, встраивать эти координации в цельные координации тела, проводить прямые связи между мышечной работой и качествами тела, мышечной работой и управлением инерцией движения.

Главное преимущество в том, что меняя объекты внимания и язык разговора о них в соответствии с уровнем на котором ведется работа исключаются интерпретации и неточности между инструктором и курсантом.

К примеру, работая над улучшением вращения мы проверяем координационную работу каждого из трех уровней СФ. Мы прямо словами говорим о координационной ленте поддерживающей позу вращения, о ленте развивающей усилие для вращения позы их координации меж собой. Если этих координационных каталогов\списков нет у человека, то ему нечем обеспечить работу мышц, и выполнять просьбы препода о различных приемах призванных улучшить вращение. Такой студент будет всегда координировать себя по результатам работы мышц и его практика будет в плену сотен пристрелочных повторений в попытке добиться поставленной цели в технике движения.

Меняя язык и объекты внимания студента с частей тела, с приемов что делать, на язык мышечных координаций мы проверяем координационные структуры(ленты) в теле и проблемы координации частей структуры мы восстанавливаем или создаем сознательную мышечную память в тих местах, чем обеспечиваем адекватную мышечную работу.

Посмотрим во времени порядок мыслительных(координационных) актов танце.

  1. Вспомнить усилие или обмякание в мышце

2. Скоординировать работу мышцы с остальными в структуре поддерживающей позу.

3. Скоординировать с работой мышечной структуры двигающей позу.

4. Получить инерцию для движения.

5. Перенаправить инерцию на следующее движение.

6. Создавать ритмическую последовательность разных движений в фразе.

7. Создавать композиционную последовательность фраз.

Меняются объекты внимания, меняется "поле боевых действий".

Здесь можно добавить и уровни внимания к партнеру\партнерше, но сейчас разговор не о точности разделения на уровни, а о смене объектов внимания. На какой глубине лежат корни проблемы в ритмическом повторении разных движений(6 порядок). Сканирование до способов получения инерции может быть не достаточной, поскольку там уже случается мышечная работа обеспечивающая условия получения инерции. А что обеспечивает работу мышц? Координация! и ставится она начиная с памяти на обмякание и регулируемое усилие конкретного мышечного пучка еще двумя уровнями координаций: в ленте и переходах с ленты на ленту. Так, проходя от проблемы до 1 порядка в приведенном списке находим недостающую мышечную память и по пути обратно, простраиваем связь найденной координации со всем координационным комплексом движения.

И напротив, не опускаясь до практик координации мышц мы не дорабатываем, не обеспечиваем конструктивной связи мышечная работа — инерция, а мышечную работу обеспечивает — координационный список, а координационный список — память обмякания и усилия конкретных пучков в списке.

С позиции времени.

Мы можем упустить обращение к мышечной памяти и координацию если будем говорить держи вес здесь, с маха рукой возьми инерцию. Напротив, говоря о равномерности усилия в ленте — мы фокусируем внимание студента раньше во времени, говоря об обмякании по памяти еще раньше во времени в акте мышечной работы. Не затрагивая произвольным вниманием эти ранние фазы мышечной работы, оставляем эти этапы на произвол бессознательных реакций нервной системы, умножая неуправляемость.

Не мучате своих курсантов недоговаривая, незатрагивая этапов координации и мышечной памяти.

Желаю вам ясной работы с собой и с курсантами. И носите свои тела с нежностью.

Антон Климат.