Компетенции означают, что какие-то дела исполнитель роли, требующей этих компетенций, может успешно выполнить не только «на экзамене», но и в реальной жизни, в реальном проекте.
....ничего нельзя сказать про то, какой деятельностный интерес у носителя звания. Слова «профессор», «кандидат наук» или «полковник» ничего не говорят нам, кроме того, что у человека есть какой-то опыт в непонятно какой деятельности. Нужно просто запомнить, что «народный артист» ничего не даёт к знанию того, идёт ли речь об исполнении роли Гамлета или Петрушки в совершенно разных спектаклях. Это какая-то общая характеристика исполнителя роли, но не самой роли.
А вот квалификация исполнителя какой-то роли важна. Сегодня квалификация рассматривается не как набор каких-то отдельных знаний, навыков и умений, а как набор компетенций, достаточных для игры в какой-то роли. Компетенции означают, что какие-то дела исполнитель роли, требующей этих компетенций, может успешно выполнить не только «на экзамене», но и в реальной жизни, в реальном проекте.
По факту, традиционно использующиеся в российской и советской педагогике критерии знаний-умений-навыков/ЗУН не включают в себя навыков постановки задач в нетепличных условиях реальной жизни, а компетенции включает в себя постановку задач в реальной жизни для их последующего решения – нахождение в жизни объектов ролевых интересов, умение удерживать роль среди мельтешения и обилия неважных для игры по роли деталей в жизни.
Грубо говоря, имеющий знания, умения и навыки (ЗУНы) для роли Принца Гамлета вполне сможет играть Принца Гамлета на репетициях, в тишине и без отвлекающих зрителей. Но имеющий компетенции Принца Гамлета сможет сыграть Принца Гамлета где-нибудь в густой толпе посреди суматохи (обычные условия в проектах!), а когда нужно будет общаться с черепом Йорика, за неимением черепа приспособит к этому какую-нибудь картофелину, или хотя бы бумажку с нарисованным черепом – и изготовит этот «череп» себе сам, придумает как это сделать. Но самое главное – имеющий компетенцию найдёт себе в толпе остальных участников пьесы и сумеет организовать с ними свои ролевые диалоги. Он умеет вписать свою деятельность в роли в деятельность всего играющего пьесу коллектива. Это и есть «компетенция играть Принца Гамлета», а не «знания, навыки и умения» лично Принца Гамлета.
Вопрос о ролях и подборе людей-исполнителей этих ролей – это два разных вопроса! Сначала нужно сказать, что «нам нужен метролог», а потом только подбирать людей на исполнение этой роли по их квалификации в тех или иных компетенциях. Так, квалификация Маши как метролога – нулевая, Петя никогда не выполнял работ по метрологии, но прошёл курс метрологии в институте пять лет назад (то есть у него есть низкая квалификация по метрологии, но она не нулевая), а вот Аристарх Никанорович защитил месяц назад докторскую диссертацию по метрологии – у него квалификация для роли «метролог» высокая.
Источник: учебник А.Левенчука «Системное мышление 2019»