Как удерживать внимание на важном и не залипать на ерунду

Такова одна из проблем новой реальности. Чтобы понять содержание прочитанного приходится возвращаться и перечитывать текст по нескольку раз, прежде чем он усвоится. Мозг просто отказывается “думать” и “перерабатывать” объем информации, в голове и так поток разных мыслей, хочется просто взять в руки телефон и позалипать там.

Исследование студентов колледжей показало, что они сосредотачиваются на одной задаче лишь 65 секунд, а офисные работники — в среднем три минуты. Даже профессора из Гарварда признаются, что студентам сложно читать лонгриды и для изучения материала приходится предлагать им подкасты и клипы на YouTube.

Чтобы понять содержание прочитанного приходится возвращаться и перечитывать текст по нескольку раз, прежде чем он усвоится

Мы не стали получать меньше информации, но её качество заметно снизилось. Вместо одной хорошей книги, мы можем читать с утра до вечера новости в интернете, переходить в разные мессенджеры, параллельно смотреть развлекательные видео и отвечать на звонки. Если станет скучно, то можно закрыть одну вкладку и открыть другую. Такой вид чтения называется “сканированием” и информация во время него усваивается лишь поверхностно.

Мозгу нравится получать информацию, не напрягаясь — это стимулирует выработку дофамина. Если постоянно “сканировать” тексты, то обычное чтение вскоре превратится во что-то сверхсложное. Мозг привыкает к определенной работе, и, чтобы снова заставить его думать и обрабатывать информацию, нужно будет постараться.

Неумение концентрировать внимание накладывает отпечаток на многие сферы жизни. Постоянная рассеянность, невнимательность, забывчивость заставляют нас нервничать и ухудшают качество его жизни.

Виды внимания и для чего нужно его удерживать

Внимание является центральным понятием собранности. Собранность, в свою очередь, означает полную умственную и физическую сосредоточенность на определенном действии. Мастерство собранности определяется по тому, как человек умеет себя собрать в кучу в ответственный момент.

Внимание  можно сравнить с множеством камер, которые могут быть направлены на один или несколько объектов.

Всего существует 4 уровня внимания, и у каждого есть своя особенность:

  1. Мгновенное/моментальное внимание то, на что направлено внимание в данный момент;
  2. Фокусное внимание удержание внимания во время определенного действия (можно читать, писать, решать рабочие задачи, делать ДЗ по курсу без отвлечений);
  3. Привычное внимание это уровень изменения образа жизни, уровень реализации проектов и прохождения обучений, который длится от нескольких дней (для простых привычек) до месяцев и нескольких лет (для сложных привычек и проектов);
  4. Жизненное внимание удержание внимания на качестве жизни (что мне хочется? куда я иду? где могу оказаться через пару десятков лет?)

Для управления всеми этими уровнями внимания необходимо постоянно анализировать, что вы хотите получить от жизни в настоящем и будущем, а прошлый опыт использовать как точку отсчёта и источник информации о том, как поступать надо (или не надо).

Вниманием управляет наше сознание. Именно оно диктует, на чем следует в первую очередь сфокусироваться, сколько потребуется удерживать внимание и когда следует перевести его на что-то другое. Если во время чтения научной литературы мысли начинают скакать, то сознание должно снова вернуть фокус на книгу.

Наведение внимания, бесперебойность внимания и осознание вместе составляют ключевую функцию сознания: управление вниманием.

Из курса  “Системное саморазвитие”

Представьте спортсмена который тренируется 3 раза в неделю на протяжении нескольких лет преодолевая лень, боль, апатию и усталость. Он управляет всеми уровнями внимания, начиная с того, что концентрируется на ощущениях во время выполнения упражнения, затем на уровне привычки (ходит на тренировки 3 раза в неделю). Внимание на уровне жизни помогает ему отслеживать результат, оценивать своё физическое состояние и решать, нужна ли корректировка упражнений или постановка новой цели.

Если ему требуется внести изменения в свой график или упражнения, он перейдет на уровень выше, задавая вопросы:  зачем я это делаю, для чего, какой результат я хочу получить через несколько лет и т.д.

По такому алгоритму стоит двигаться каждому человеку, который хочет внедрять новые привычки и вносить изменения в свою жизнь для достижения цели.

Как улучшить собранность и концентрацию внимания

Главная задача сознания — тщательно следить за тем, куда направлено внимание и не позволять ему рассеиваться. Чтобы сознание выполняло эту функцию, его необходимо тренировать специальными практиками. При этом важно отдавать себе отчет в том, что за пару дней невозможно научить мозг обрабатывать сложную информацию. Но если регулярно упражняться, результат обязательно появится.

Для концентрации внимания подходит практика “исчезающих заметок”. Она используется для структурировании информации и фиксирования идей, которыми можно пользоваться долгое время.

  • про то, как правильно вести заметки, можно прочитать здесь:
  • заведите временный буфер, чтобы заносить туда «исчезающие заметки»;
  • отбирайте из исчезающих заметок те, что станут «постоянными» и попадут в базу (остальные удаляйте);
  • регулярно возвращайтесь к старым постоянным заметкам и связывайте их с новыми;
  • «выдавайте наружу» постоянные заметки: публикуйте посты, внедряйте описанные в них идеи в рабочие и личные проекты.

Доведя эту практику до автоматизма, вы сможете отслеживать траекторию развития вашего пути и будете знать над чем следует работать больше. Она поможет вам структурировать все ваши идеи из разных сфер жизни в одном месте.

Ещё хорошее упражнение — практика управления вниманием «Метод помидора»:

  • сначала определяете задачу, на которую будет направлено внимание;
  • заводите таймер на 25 минут;
  • начинаете сосредоточенно работать, не отвлекаясь ни на что;
  • лучше отключить телефон и все уведомления;
  • после 25 минут работы — 5 минут отдыха;
  • начните с 2-3 сеансов (спринтов), постепенно увеличивайте их.

Работая над важными задачами с помощью такой техники, вы повышаете свою продуктивность и эффективность в работе. Мозг тренируется и с каждым разом быстрее начинает включаться в процесс.  

Где этому научиться

В общеобразовательных учреждениях дают знания, но без тренировки интеллекта и внимания сложно научиться решать важные для жизни и профессиональной деятельности задачи. А задача  Школы системного развития как раз в том, чтобы прокачать интеллект обучающегося, усилить его внимание, научить разрабатывать свой личный план развития. В курс «Системного саморазвития», например, входит обучение концентрации внимания, психологии и системному мышлению. Подробнее о других дисциплинах можно узнать здесь.

Обучение направлено на практики, которые научат вас концентрировать и удерживать внимание на главном. После того, как вы научитесь владеть этими практиками, вам будет проще изучать и осваивать сложные интеллектуальные дисциплины, и вы будете затрачивать на это меньше времени и сил. А освободившееся время можно использовать для других полезных дел.

Обладая мастерством собранности, можно решать сложные задачи в бизнес-сфере и в других областях независимо от внешних факторов. Собранный человек владеет ситуацией, доводит дела до конца и не позволяет ничему и никому сбивать его с пути.

4 лайка

Коллега, поделитесь, пожалуйста, ссылкой на источник - где эти четыре уровня внимания перечислены? Кто их выделил? Почему именно их?

Хочется почитать в первоисточнике.

Курс “Системное саморазвитие”, Глава 3 и лонгрид с названием “Уровни внимания”

https://aisystant.system-school.ru/lk/#/course/intro-online-2021/2021-08-15/903

1 лайк