Квадрат компетенции и подводные камни

Используя в своих проектах понимания своей и чужой компетентности, нужно не забывать, что часто бывает самообман в части неосознанной компетентности ( как пример можно привести молодых людей, недавно получивших водительское удостоверение и мнящих себя великими гонщиками). Сама суть квадрата в осознанном его применении, человек севший за руль, не равно профессиональный водитель.

При выявлении ролей, как мне кажется, стоит пройтись по квадрату компетенции каждой из ролей и понять, стоить ли давать роль тому или иному агенту. Зачастую своя или чужая компетентность, вроде видна сразу, но если копнуть, окажется, что шаги от неосознанной некомпетентности до неосознанной компетентности не пройдены и человек видит себя в последнем секторе квадрата.

Для себя я сделал внутренний чек-лист или даже блок-схему :

Я умею это делать ? Если умею, то как часто я использую и понадобится ли мне это умение? Если нет, то понадобится ли мне в будущем это умение? Если это одноразовая задача, то проще и не становиться компетентным в ее решении и найти, используя свой нетворк того, кто это умеет делать. Если же умение нужно, то я начинаю искать информацию для качественного исполнения, тут приходит сначала осознанная некомпетентность, а следом за ней осознанная компетентность, которая с опытом перерастает в неосознанную компетентность.

мне нравится, “если я не умеют, мне вообще надо это уметь?”
Не помню, откуда взял принцип, но пользуюсь: “если я собираюсь это делать, я хотел бы делать это всю жизнь? если нет, то я точно хочу тратить на это часть своей жизни?” Помогает бороться со всплесками любопытства.

да, именно так я всегда и задаю себе вопросы)