Сегодняшний пост будет написан в нестандартном жанре, а именно это будет жанр школьного разбора стихотворения на уроке литературы, когда ученики пишут, что хотел сказать автор через призму литературных критиков, читающих это стихотворение пару веков назад и мыслящих по-своему, через призму мышления учительницы Надежды Николаевны со своей картиной мира, и вообще в этих разборах порой рождается такое, что автор, думаю, был бы в шоке.
Я буду в роли такого ученика в данном посте и хочу разобрать песню «Костер» группы «Машина времени» в терминах системного мышления. Итак, поехали!
Всё отболит, и мудрый говорит:
«Каждый костер когда-то догорит,
Ветер золу
Развеет без следа».
В данном отрывке мы сразу видим целевую систему, которую будет рассматривать автор, а именно «костер + человек, который находится рядом с ним». Здесь говорится о жизненном цикле системы, а также о том, что системой создания целевой системы в функции утилизации, в данном случае, является ветер. Интересно, что в случае с костром ветер может являться системой создания и в функции воплощения, и в функции ремонта, и в функции утилизации, потому что ветер может из углей раздуть костер (создать-воплотить), он может также увеличить объем костра и жар (отремонтировать-исправить), а может затушить (утилизировать).
Но до тех пор, пока огонь горит,
Каждый его по-своему хранит,
Если беда,
И если холода.
Здесь автор говорит о привычном использовании данной системы, а также о различиях в способах взаимодействия с этой системой в зависимости от исполнителей одной и той же роли, имеющими разные картины мира.
Раз ночь длинна,
Жгут едва-едва
И берегут силы и дрова,
Зря не шумят и не портят лес.
Но иногда найдется вдруг чудак,
Этот чудак всё сделает не так,
И его костер взовьется до небес.
В данном отрывке автор также пишет о привычном способе взаимоотношений с целевой системой, а также упоминает о человеке-деятеле, способном с помощью своей мотивации и сил внести изменения в целевую систему и поменять привычный ход вещей.
Тот был умней, кто свой огонь сберег,
Он обогреть других уже не мог,
Но без потерь
Дожил до теплых дней.
А ты был неправ, ты всё спалил за час,
И через час большой огонь угас,
Но в этот час
Стало всем теплей.
Итак, что хочется здесь сказать. Появляется понятие «умности», которое часто упоминает в своих курсах Церен, но здесь умным называют того, кто сохраняет целевую систему, то есть сам факт наличия системы стоит в приоритете у героя-рассказчика. Указанный ранее деятель ставит в приоритет не наличие целевой системы, а основную функцию этой системы – обогрев, и читатель начинает сомневаться, кто поступает умнее: тот, кто сохраняет сам факт наличия системы, или тот, кто ставит в приоритет основную функцию и использует систему по прямому назначению, даже если это сократит ее жизненный цикл.
И в конце хочу разобрать короткий припев из этой песни:
Еще не всё дорешено,
Еще не всё разрешено,
Еще не все угасли краски дня,
Еще не жаль огня,
И Бог хранит меня.
Фраза «еще не всё дорешено» означает, что герой-рассказчик не пришел к единому мнению о действительно «умной» позиции во взаимодействии с целевой системой, и кто тут прав: тот, кто действует по роли, - сохраняет огонь, чтобы самому не умереть, или тот самый человек-деятель, который вносит некий хаос в систему, но дает новый взгляд на привычные вещи, и главное – он заставляет систему давать самый главный рабочий продукт – тепло.
Фраза «еще не всё разрешено» имеет здесь два значения. В первом она дублирует смысл первой фразы припева, то есть внутренний конфликт героя-рассказчика остался не разрешенным. Второй смысл кроется во времени написания данной песни – это 1991 год, время перемен, переходное время, когда после развала Советского Союза многое ранее запрещенное стало разрешаться, но по мнению рассказчика «еще не всё разрешено».
«Еще не жаль огня» - рассказчик постепенно укореняется в своей позиции деятеля, он тоже хочет менять системы вокруг себя и чувствует в себе необходимые для этого силы.
И самое интересно, пожалуй, утверждение в разборе со стороны системного мышления – это «и Бог хранит меня». Можно ли считать Бога системой создания человека? Мне сложно однозначно ответить на этот вопрос. Думается, что глядя с некоторых позиций, Бога можно увидеть действующим лицом и в функции замысливания человека, и в функции проектирования человека, и в функциях воплощения, ремонта и утилизации системы «человек», а значит его можно считать полноценной системой создания. Кстати, во фразе «И Бог хранит меня» он выступает как раз в функции ремонта, поддержания функционирования целевой системы. Но Бога нельзя считать системой, т.к. он не физичен. А потому вопрос остается открытым.