Искусство системного мышления: как перестать бояться и полюбить писать

«Я тупой. Нет, правда я совсем тупой. Как иначе объяснить то, что со мной происходит? Я выделил себе время, потратил несколько часов на сбор и анализ информации, составил план работы, отключил уведомления в мессенджерах, убрал подальше телефон и все равно не могу заставить себя написать ни строчки. Единственное, что удерживает меня от безумной долбежки головой о клавиатуру, так это то, что я работаю на ноутбуке, а он дорогой и другого у меня нет»

Автор этого текста

Самый распространенный совет, который дают начинающим авторам, звучит так — пиши о том, в чем хорошо разбираешься. Хороший совет, дельный, но помогает лишь в первое время. Вы можете пересказать историю своей жизни, как сделал Грегори Дэвид Робертс в книге «Шантарам», но на большее вас, скорее всего, не хватит. Иногда этого достаточно, но как быть, если нет? Конечно, можно всегда подключить воображение, вот только и оно базируется на ваших знаниях и опыте, о чем я подробно писал в тексте про искусственный интеллект.

Взять, к примеру, серию романов «Голодные игры». На первый взгляд — это родившаяся в голове автора фантастика, центральная идея которой — игра на выживание (к слову, совсем не новая). Но, если копнуть немного глубже, окажется, что писательнице Сьюзен Коллинз пришлось во многом разобраться, чтобы сделать историю в достаточной степени правдоподобной. Так, устройство антиутопического Панема напрямую отсылает к Древнеримскому государству, а в отдельных главах подробно рассматривается специфика работы провластных СМИ и воздействие пропаганды на широкие массы.

Понимаете, к чему я веду? Если вы решили серьезно заняться писательством в любом доступном формате, будь то SMM, копирайтинг, журналистика или даже создание сценариев для фильмов, вам постоянно придется сталкиваться с чем-то новым.

«Соркинизм», или умение красиво писать о том, в чем абсолютно не разбираешься

«Хороший контакт со снегом. Верхняя часть тела расслаблена, ноги сжаты, я в хорошей форме. Иду по курсу, готовлюсь к прыжку с вращением, приземляюсь четко. Второй прыжок с вращением на 720, но вы должны узнать две вещи. Первая когда видимость на трассе падает, как сейчас, на ней разбрасывают еловые ветки, чтобы лыжники лучше чувствовали рельеф. Вторая сила крепления на лыжи определяется шкалой DIN. Для новичков ее ставят обычно на 2-3 DIN-а, для опытных лыжников на 7 или 8. Мое значение 15. Мои ботинки буквально припаяны к лыжам»

Цитата из фильма «Большая игра»

Это короткий фрагмент из истории Молли Блум — бывшей спортсменки, которая получила серьезную травму из-за еловой ветки, невероятным образом умудрившейся отстегнуть лыжу от ее ботинка. В результате девушка была вынуждена уйти из большого спорта и в итоге организовала подпольный покерный клуб. Впрочем, важно другое. На киноэкраны ее историю перенес сценарист и режиссер Аарон Соркин, который до начала работы над фильмом вообще ничего не знал о горных лыжах и карточных играх.

Вообще, Соркин — настоящая голливудская звезда и это при том, что такой славой редко пользуются сценаристы. Автор заслужил всеобщее признание мастерски прописанными монологами и диалогами, которые буквально имеют музыкальный ритм и воспринимаются зрителями как высокоинтеллектуальные словесные поединки. Люди стали следить за его творчеством, что привело к удивительным результатам. Так, двухчасовая разговорная драма «Человек, который изменил все» (то есть далеко не самый популярный жанр для просмотра на большом экране) окупилась в прокате во многом благодаря доверию массового зрителя к сценаристу.

Соркин настолько хорош, что по результатам исследований, президенты из фильмов по его сценариям с 80% вероятностью выиграли бы выборы, существуй они в реальности. И, как вы уже могли убедиться, он может легко скормить совершенно неподготовленной публике несколько минут рассказа о горных лыжах и всем это понравится, и все будут хотеть еще. Его отличительная черта — умение доступным языком рассказывать о сложных вещах. Именно его стоит благодарить за то, что история о Марке Цукерберге и появлении Facebook «Социальная сеть» (тоже разговорная драма, между прочим), смотрится как динамичный экшн-блокбастер. Стоит ли говорить, что в IT-сфере он тоже далеко не эксперт, хотя написал сценарий к фильму о Стиве Джобсе? Как же ему это удается?

Как писать, почему тупить нормально и причем тут системное мышление

Конечно же, мы не можем утверждать, что Аарон Соркин знаком с системным мышлением и осознанно применяет его практики в работе. Но подумайте вот о чем: любой успешный писатель — это системный мыслитель. Деятель, который меняет мир. Он глубоко погружается в тему, изучает материалы, становится методологом и методистом в одном лице и в итоге создает проект, который удовлетворяет интересам заинтересованных сторон. Причем на разных системных уровнях. Это могут быть кинозрители, которые хотят зрелища, то есть увлекательного фильма. Это могут быть люди, которых волнует заявленная тематика. Это могут быть инвесторы и бизнесмены. И, в конце концов, начинающие авторы, которым хочется развить собственные навыки на чужом примере.

«Любой реальный проект требует определенных знаний. Даже прежде чем получить водительские права, необходимо изучить теорию и попрактиковаться под руководством мастера. Невозможно просто так начать успешную профессиональную деятельность, уповая только на метод проб и ошибок»

«Системное саморазвитие»

И вот, наконец, мы переходим к тому, для чего собрались. Чему может научить Аарон Соркин в плане написания текстов?

1. Вставать в роль ученика и проводить исследования

Каждый раз, приступая к работе над новым проектом, автор глубоко погружается в материал. Соркин отмечает, что в это время напоминает себе ребенка, чья семья переехала в новый город и ему приходится впервые идти в новую школу. Появляется чувство, что на груди у тебя огромный значок, на котором большими буквами написано: «Я тут новенький и вообще не понимаю, что делать». С похожей ситуацией приходится сталкиваться каждому, например, при поступлении в университет или переходе на новое место работы. Она, безусловно, вызывает стресс, но если автор постоянно изучает материалы, то со временем приобретает умение быстрее ориентироваться в информационном пространстве.

Поэтому, прежде чем приступить непосредственно к написанию текста, необходимо провести исследования. Это тот самый этап, когда у вас открыты десятки ссылок и сделаны заметки, и постепенно добавляются новые. При этом есть один важный момент — многое из того, что вы найдете, вероятнее всего, не попадет в итоговый материал. Это касается любой писательской работы. Автор всегда знает больше, чем пишет.

Почему это важно? Потому что без этого не получится рассказать кому-то о чем-то с достаточной степенью профессионализма и убедительности. Более подробно об этом можно прочесть здесь.

2. Планировать инвестируемое время и практиковать мышление проговариванием

«Выберите идею, которая вас вдохновила, и составьте индивидуальный график работы, чтобы превратить ее в цельное произведение. Вы хотите писать определенное количество страниц в день? Чтобы определенные сцены были завершены к определенным срокам? Делитесь своим прогрессом с друзьями и однокурсниками»

Аарон Соркин

Сценарист советует четко планировать свое время — создать индивидуальный график, которого необходимо придерживаться. Примерно то же самое рекомендует и Школа Системного Менеджмента — выделять отдельные слоты в собственном расписании и учитывать общее инвестированное время. Даже если не всегда получится придерживаться графика, такой подход будет мотивировать на работу, а в дальнейшем позволит выработать привычку.

Размышление же о проблеме вместе с кем-то, проговаривание ее вслух и обсуждение, приводит к постепенному улучшению понимания того, о чем вы пишете.

3. Мыслить письмом и не бояться ступора

Многих авторов больше всего страшит белый лист. Вроде бы идея сформирована, материалы собраны, но текст никак не хочет появляться на бумаге. Соркин отмечает, что ступор — это абсолютно нормальное состояние. Более того, писатели нередко пребывают в некоем подобии депрессии, так как большую часть времени думают, а не пишут. При этом важно начать мыслить письмом, а не только крутить идеи в голове. Нет никакой гарантии, что первые строчки будут хороши, но они заложат основу, а потом их можно будет в любой момент отредактировать.


Вместо заключения: личный опыт

Чтобы написать этот текст мне пришлось собрать информацию, просмотреть множество интервью и прочесть записи с мастер-классов. Лишь после этого я приступил к написанию и сразу же столкнулся со ступором, который в итоге вылился в самый первый абзац. Тем не менее, это стало отправной точкой, которая позволила довести работу до конца. В итоговый материал не вошли многие цитаты и данные, которые мне удалось найти. Удалять их было тяжело, ведь я потратил время на поиск, но это необходимо было сделать, чтобы текст хорошо читался. Впрочем, если вы дошли до этого момента, значит у меня все получилось. А теперь получится и у вас.

Помните — это лишь несколько рекомендаций, которые могут помочь в работе над текстом. Пользуйтесь ими, если чувствуете в этом необходимость и, может быть, со временем превратитесь в автора, который изменит мир. А в дальнейших постах мы расскажем, чем отличаются роли писателя и мыслителя письмом.