Кейс №2 системный подход в инженерном отделе

Ранее писал про то, как системный подход помогает разобраться в бизнесе Кейс №1 часть 1 и часть 2.

Сейчас хочу рассказать как знания по системному мышлению можно использовать в инженерном отделе.

Про инженерный отдел

Работаю в нефтяной компании в отделе по инновациям и на текущий момент являюсь руководителем группы. Не понаслышке знаю как тяжело бывает молодым руководителям, особенно в самом начале пути.

Как обычно бывает - становишься инженером-профессионалом в своей области, знаешь что и как делать, как строить систему. Сам себе работу нарезаешь без проблем, выполняешь, сдаёшь. Но когда назначают руководителем -- тут приходится нарезать работу другим людям, помогать выполнить её качественно и в срок, показывать свой пример, брать ответственность за решения, уметь собрать потом все работы и ещё много чего. А что если работник не хочет выполнять задание, что если вышестоящее руководство "закидало" работой, как быть, когда сроки проектов "горят"?

Тут помогает системный подход. Это не какие-то единичные "лайфхаки" на все случаи жизни, это целый комплекс понятий в голове, особое мышление -- системное.

Не буду расписывать все плюсы системного подхода в работе, жизни. Об этом можно почитать в блоге ШСМ или узнать на курсах. Расскажу только один случай -- кейс использования системного подхода в инженерном отделе.

Проблема

Когда я только приступил к работе руководителем, я обнаружил некоторые проблемы при раздаче заданий одной сотруднице.

Я заметил, что при поручении некоторой работы и особенно когда приходится многократно возвращать на доработку документы, отчёты, то сотрудница напрягалась, заметно было невооруженным взглядом. Выполнять конечно выполняла, но скорость работы и качество снижалось.

Про системный подход и решение

Системный подход предполагает мыслить о командах (и не только), как о системах. Например, свою группу я рассматриваю как систему создания систем создания нефти -- входим мы, наши компьютеры, рабочие места, заинтересованные окружающие лица и т.п. По сути мы запускаем проекты, чтобы опробовать новые технологии в добыче нефти. Нефть поставленная на НПЗ потребителям -- это целевая система. Система создания - это те новые технологии, которые мы опробываем и выявляем успешны они или нет. Мы как раз создаем данные системы создания, когда ищем новые технологии, собираем в проект людей, добиваемся выделения средств.

Чтобы группа (система) была успешной, нужно учесть/удовлетворить все роли. При этом надо ещё уметь правильно выделить эти роли. Люди это не роли, они встают в роль, чтобы выполнить определённую практику по своей роли. По аналогии с театром -- Отелло могут играть разные актёры, но роль остаётся прежней, также, как и её практики. Но вернёмся к моему отделу.

Зная, что нужно понять напряжение сотрудницы и устранить её нежелание вставать в роль и переделывать документы, я сам встал в роль лидера и заговорил с ней. При этом я рассматривал её не как девушку, которая может быть капризная или высокомерная, а как человека, которого нужно уговорить вставать в роль добровольно и без напряжения.

Выяснилось, что ей просто не нравилось переделывать, так как она не понимала зачем. Далее я встал в роль учителя и рассказал про понятие роль и предложил ввести в нашу коммуникацию. Пояснил, что иногда надо встать в роль и сделать задачу независимо от желания - ведь руководство возвращает на доработку материал не потому что хочет ей лично досадить, а так как это нужно для всей системы в целом. Тут я рассказал про систему и рассказал для чего создана наша группа - особенно для неё стало открытием про целевую систему "нефть на НПЗ" и про то, что мы система создания системы создания.

После в роли наставника я предложил делиться со мной затруднениями и готов выслушать и поддержать.

В целом я задумал такую беседу в роли визионера -- для системы "группа по инновационным проектам" я выдвинул для себя гипотезу, что надо вкладываться в своих сотрудников временем, передавать прикладные знания по нефтянке, фундаментальные по системному мышлению, что это "окупится" скоростью работы, качеством, работники станут более самостоятельные и ответственные.

Как говорится инженер не помидор, дешевле выращивать своих.

Инженер не помидор, дешевле выращивать своих

Итог

После разговора я с удовлетворением заметил перемены в сотруднице: задания стали выполняться в срок и даже с большим энтузиазмом, часто без моего указания стала брать работу, которая была в отделе, но не поручалась специально ей -- повысилась ответственность.

Это был пример того, как благодаря системному подходу можно улучшить работу в инженерном отделе благодаря одному небольшому спокойному разговору и соответствующих знаний.

Если понравилась история, подписывайтесь на дайджест постов из блога, здесь вы найдете не просто "лайфхаки", а реально работающий подход для жизни, проектов, бизнеса - системный подход.

Всем успехов в руководстве!

PS: Все картинки нарисованы "кандинский 2.1" -- нейросетью от Сбера

Напоследок вставлю что ещё нагенерил по запросу про инженеров и помидоры:

помидор инженер инженер с компьютером и помидорами Инженеры с помидорами и компьютером Инженеры с помидорами и компьютером Инженер помидор Человек инженер помидор Инженер с помидором