Кем быть, чтобы жить интересную жизнь, не боясь перемен

Сегодня каждый человек обладает такими удобствами, о которых не могли даже и мечтать средневековые короли. Но вместе с удобствами появляется больше сложностей. Уже сейчас есть люди, которые не справляются с той простотой и комфортом, которые подарили нам технологии. Они всё чаще испытывают скуку и стресс, от того, что не знают, чем заняться, и переживают, что выбранный путь не приведёт к интересной, счастливой и успешной жизни. А постоянные перемены вызывают у них тревогу. Как избавиться от негативных эмоций и сделать так, чтобы жизнь была интересной, а перемены перестали пугать — мы расскажем в этой статье.

Какие бывают роли

В театре различают актера и роль, которую он играет. Но в жизни мы часто не осознаём, что тоже играем роли: «менеджера» или «инженера», «воспитателя» или «уборщика квартиры». Роль зависит от контекста ситуации. Именно он определяет, какая роль требуется для того, чтобы решить определенную задачу. Для учёбы мы выбираем роль ученика, а для приготовления еды — роль повара.

Есть роли, которые требуют действий со стороны человека, а есть роли, в которых человек пользуется результатом этого действия. В театре актеры и режиссёр ставят спектакль, который смотрят зрители. В больнице врач проводит обследование, собирает анамнез и составляет план лечения, а пациент это лечение получает. В ресторане повар готовит блюдо, а гость наслаждается этим блюдом.

По этому принципу людей можно разделить на потребителей и деятелей.

Кто такой потребитель, и в чем специфика этой роли

Потребитель — это человек, который использует уже готовый продукт. Его не беспокоят сложности создания этого продукта, организация производства и варианты идей по упаковке. Он подключается к процессу только на этапе сбыта. И речь здесь не только про товары, а вообще про всё, что нас окружает.

Например, мы все потребляем информацию. Она повсюду. Соцсети, реклама, развлекательные и новостные ресурсы, медиа и другие поставщики информации буквально конкурируют за наше внимание.

Мы все пользуемся техническими новинками. У большинства людей смартфоны в руках, ноутбуки в машине, и автоматические чайники на удалённом управлении.

Век технологий — это и век потребителей, для которых эти технологии создаются. Но не всё так радужно, как кажется на первый взгляд.

Почему современный мир — катализатор деградации для потребителей

Обилие информации вокруг человека вынуждает создателей упрощать её до крайности. Если раньше люди черпали данные из книг и официальных источников вроде научных журналов и государственных ТВ-каналов, то сейчас источники информации — это блогеры и диванные эксперты, которые преподносят всё максимально быстро, просто и кратко. Так появляются книги «Бухучет для чайников» и курсы «Маркетинг с нуля до профи за 7 дней».  

Даже официальные источники перестали транслировать исключительно правдивую информацию и логичные выводы. А потребитель привык пользоваться лишь тем, что для него подготовили. Сказали, что Земля плоская, значит так оно и есть.

Достижения нейронаук стали массово использовать в маркетинге, пропаганде и других сферах. Потребителю сложно уберечься от этого. Нас повсюду поджидают уловки поставщиков контента, которым нужно наше внимание. И хорошо, если их используют лишь для того, чтобы мы купили определенный вид зубной пасты, а не заняли нужную кому-то политическую позицию.

Когда большую часть времени человек потребляет именно упрощенную информацию, у него отпадает необходимость лишний раз над ней размышлять. Если посмотреть на ситуацию глобально, то такими темпами способность мыслить со временем просто атрофируется за ненадобностью. А потребитель превратится в послушную марионетку в руках того, кто возьмётся им управлять.

Обилие информации еще и снижает способность удерживать внимание. Причина нарушений концентрации — частые внезапные звонки, сообщения в мессенджерах и уведомления с YouTube о том, что на канале вышло новое видео.

Есть те, кто настолько разбалован легким и доступным контентом, что они не могут концентрироваться на одном занятии в течение длительного времени. Для таких людей даже чтение длинных текстов предстаёт большой проблемой. Скоро в книге рекордов Гиннесса могут появиться новые рекордсмены — которые смогли осилить «Войну и мир» в кратчайшие сроки. Ведь гораздо проще прочитать сокращенный вариант. Или не читать вовсе.

Но даже если человек привыкает к простоте вокруг, сложность мира никуда не девается. Она просто переходит на другой уровень. И вот вопрос: что с этим делать потребителю, если он привык ко всему простому?

И тут на сцену выходит деятель

Чтобы потребителю было просто, кто-то должен взять всю трудность на себя: потратить время и средства, чтобы создать функциональный и легкий в использовании продукт — информацию или гаджет.

Вот за это создание простого и отвечает деятель. Причём для деятелей сложность мира никуда не исчезает. Они всё так же работают с высокими технологиями, постоянно осваивая новое и применяя это на практике, чтобы потом обдумать, как упростить это для потребителя. И со временем, простые и удобные для потребителя продукты становятся более сложными в устройстве и в создании — в этом тоже заслуга деятелей.

Почему только деятель может добиться успеха в современном мире

Деятель постоянно решает новые и сложные задачи, расширяет кругозор и интересуется чем-то сложным. Благодаря этому он может создавать лучшие продукты, изучать и открывать новые методы и теории, которые потом будет внедрять в жизнь. Потребитель же довольствуется тем, что ему предлагают. А если подходящих предложений не поступит, он не будет знать, что делать, и как решать свою проблему.

Деятель мыслит инвестициями, в том числе инвестированием времени в создание сложных технологий. Потребитель же бездумно тратит время на бесконечное листание ленты в соцсетях и игры, не требующие особых интеллектуальных способностей. Потребитель избегает сложности, в то время как окружающий мир — это и есть одна большая сложность.

Деятель управляет своей социальной средой, он способен отделить свои картины мира от тех, которые кто-то пытается ему навязать. Потребитель же принимает чужие аргументы и выводы как истину, потребляя их как конечный продукт. Он не утруждает себя лишними размышлениями о том, где же правда.

Усилившаяся конкуренция ведет к тому, что потребителю становится все проще и проще жить (если есть ресурсы), а деятелю, наоборот, приходится решать все более сложные задачи.

Новые сложные теории придётся осваивать всем тем, кто не хочет быть только потребителем. Если человек станет деятелем, ему придётся столкнуться со сложностью — идти за ней, решать новые задачи и самому за счёт этого становиться сложной личностью.

Для этого требуется изменить образ мышления, а значит необходимо обратить внимание на свои действия — выйти из роли потребителя, и встать в роль деятеля.

Как стать деятелем

Невозможно щелкнуть пальцами и стать деятелем. Здесь не существует никакой волшебной таблетки или секретного рецепта. Но можно уже сейчас начать двигаться в нужном направлении. Если вы хотите стать деятелем, то вот несколько рекомендаций:

  • Проанализируйте свою повседневность. Сколько времени у вас уходит на листание ленты соцсетей, просмотр сериалов, развлечения и посиделки с друзьями? При желании, львиную долю этого времени можно инвестировать в самообразование.
  • Составьте список качественной литературы и курсов, которые вам необходимо изучить и пройти, чтобы повысить свое мастерство в приоритетной для вас области. Список стоит регулярно пополнять и корректировать.
  • Уделяйте время осознанному чтению литературы. В идеале лучше читать не менее 2 часов. Но можно вводить эту привычку постепенно — с 30 минут в день и увеличивать продолжительность.
  • Размышляйте над прочитанным. Составляйте заметки в процессе чтения, в которых описывайте ваше мнение по поводу прочитанного и то, как вы раньше относились к этому вопросу.
  • Тренируйтесь фокусировать внимание на обучении в течение длительных промежутков времени. В этом хорошо помогает техника Помодоро, о которой вы можете прочитать в интернете и в публикациях Школы системного менеджмента.

Даже этих шагов будет достаточно, чтобы ваша жизнь поменялась в лучшую сторону. Если вы хотите более глубоких перемен, или если вы не можете самостоятельно определить траекторию развития себя как деятеля —  в Школе системного менеджмента об этом есть специальный курс «Системное самообразование».