Хотим мы этого или нет, но окончание вуза, пусть даже с красным дипломом — еще не даёт нам гарантии, что карьера в приобретённой специальности будет успешной. Знания, которые даёт вуз, — это лишь одна из составных частей успеха. Но на карьеру влияет множество разных факторов.
Необдуманный выбор специальности
Сколько сейчас людей, которые построили успешную карьеру в рамках той специальности, по которой получили диплом в вузе? Таких единицы. А всё потому, что при поступлении абитуриенты ещё не понимают, кем хотят стать, и поэтому выбирают что угодно, лишь бы выбрать. В итоге учатся непонятно чему, чтобы потом работать непонятно как.
Выбор профессии могут навязать в семье. Например, если дед военный, отец военный, значит и сын (внук) должен поступать в военный вуз. Помимо семьи, выбор профессии диктуют и общественные стереотипы. Например, девочкам негоже идти работать следователем — это опасно, да и вообще, пускай мужики уголовников сажают. А мальчикам категорически «запрещено» работать учителями в средней школе.
Карьера становится успешной, когда человек осознал, в чём у него есть способности, и переучился на новую профессию — ту, которая ему подходит. И вот этот комплекс выявленной предрасположенности и усилий по обучению знаниям и технологиям, которые позволят реализоваться в данной сфере, даёт лучший результат.
Главный минус вузовского образования
Многие университеты десятилетиями работают на устаревшей базе знаний и обучают студентов тому, что в реальной профессиональной среде уже давным-давно не применяется.
Например, на информатике современных студентов экономических факультетов могут до сих пор обучать программированию на языке Pascal, который появился в 1970 году и которым, разумеется, в настоящее время уже никто не пользуется. На правоведении до сих пор рассказывают про открытые и закрытые акционерные общества. А на бухучёте будущие экономисты учатся вручную делать проводки в рабочих тетрадях.
Вот и получается, что специалистом выпускник такого вуза является только на бумаге. В действительности же его диплом ничего не говорит о соответствии приобретённых знаний современным реалиям.
Не только вуз образовывает человека
Обучение — это не только уроки, лекции и занятия. Хотим мы или нет, но влияние родителей и бабушек, друзей и коллег, рекламы и культуры — это тоже обучение и формирование личности человека. В работе, финансах, в вопросах здоровья мы можем одновременно придерживаться научных теорий, социальных стереотипов, религиозных заветов и интуитивного опыта.
Необходимо осознавать, что обучение происходит постоянно. Только либо человек сам управляет тем, что попадает ему в голову, либо кто-то «закладывает» ему примитивные картины мира, не требующие никаких усилий со стороны интеллекта. В Школе системного менеджмента студенты учатся самостоятельно формировать траекторию своего развития и управлять социальной средой. Это необходимо в том числе и для того, чтобы преуспеть в карьере. В процессе обучения в Школе системного менеджмента происходит перестройка мышления — и в итоге человек чётко осознаёт, по какой траектории ему двигаться, чтобы успешно справляться с неизвестными задачами, которые его ждут в будущем на новых должностях.
Почему «хороший врач» и «учитель от бога» — не гарантия успешной карьеры
Если человек — врач/учитель/фотограф «от бога», это означает лишь то, что он сможет успешно применять своё практическое мастерство в конкретной должности. Но карьера — это постепенное продвижение работника по службе, которое предполагает смену должностей и обязанностей.
Хороший офтальмолог — это не обязательно хороший заведующий офтальмологическим отделением или главврач региональной больницы, не говоря уже о должностях в Министерстве здравоохранения. Поэтому часто прирожденный педагог так и работает всю жизнь в средней школе №37 штатным учителем, а хороший врач так и остается простым участковым.
Как же тогда добиться успеха в карьере
Успех в карьере — это успех в эффективном исполнении ролей работника в каждой из должностей на карьерном пути. С каждым повышением на человека обрушивается масса новых обязанностей. Чтобы справляться с новым, нужно владеть актуальными знаниями и практическим мастерством, соответствующим определенной должности.
А это значит, что для успешного роста в карьере необходимо постоянно обучаться новому. Можно пойти долгим путём — при каждой смене должности переучиваться на новую профессию и тратить на каждое обучение годы своей жизни. А можно сделать это так, как учат в Школе системного менеджмента — один раз сформировать себе образовательный фундамент, который поможет обучаться новой профессии в несколько раз быстрее, и на его основе обеспечить себе более быстрое освоение требуемых навыков и знаний, а, значит, и ускоренный рост по карьерной лестнице.