Благодаря тому, что за время моей жизни я очень много училась в институте, получая одновременно три образования на трех разных факультетах, я была студенткой большого количества учителей. Они были абсолютно разными: от восторженных филологинь, пыльных от старых потертых книг, до современных жестких циников с юрфака. Большинство из них хорошо знали свой предмет, многие получали удовольствие от процесса преподавания, и немногие были абсолютно выдающимися учителями.
Читая о роли и об исполнителе роли, мне пришла аналогия с формой и содержанием, хотя это и не одно и то же, но всё же я чувствую здесь некоторую взаимосвязь. Я все время задавала себе вопрос: почему так трудно учиться в ШСМ, ведь преподаватели очень хорошо знают свой предмет, и вещи, о которых они рассказывают наверняка очень нужные для нас. Доверяя Леонидову в вопросах обучения персонала, я уверена, что лучшего способа он не нашел, а значит это очень крутая штука. Но ответ на мой вопрос пришел мне сам собой: мне просто нужна другая форма.
В первых главах «Системного саморазвития» было утверждение о том, что человек-деятель должен осознанно вставать в позицию ученика и познавать сложный материал осознанно, а значит игровая форма ему не подходит. Я согласна с этим, но, если форма не игровая, это не значит, что она должна быть скучной.
Вернувшись во времена моего студенческого обучения, могу рассказать о примерах учителей, способных одной лишь формой обучения заинтересовать в предмете так, что, например, я, мечтающая получить юридическое образование лишь для того, чтобы иметь возможность написания/корректировки законопроектов в российском образовании, после лекций по уголовному праву всерьез задумывалась о карьере следователя по уголовным делам.
Вы можете сказать, что здесь все взрослые люди и это нужно только нам, и никого заинтересовывать не нужно, но я не согласна. Я женщина, очень эмоциональный человек, и всё, что происходит со мной, я воспринимаю через призму эмоций, огня, взаимоотношений, реакций и еще тысячи вещей. Я могу потреблять информацию и в другой форме, но эффективнее она будет работать со мной, когда форма подачи - огонь! Именно поэтому я считаю, что в вопросах обучения форма подачи порой важнее содержания, ведь облекая в правильную форму можно донести до любого человека то содержание, которое необходимо.
Цель моего поста не нравоучение, а просто размышления и моя обратная связь (о которой меня впрочем не просили), и все же я думаю, что это пригодится руководителям ШСМ в дальнейшем улучшении своих курсов.