Давайте продолжим тренд постов о пользе системного мышления. На этот раз поговорим об обратной связи.
Например у нас есть разработчик. Придумаем, что его зовут Виталик. Этот разработчик очень не любит писать документацию, не воспринимает любые попытки объяснить важность этого действия, а перед его руководителем стоит задача дать ему обратную связь и заинтересовать писать документацию. Мы любим Виталика, так что давить на него нельзя. Детей у него нет, поэтому вариант с заложниками тоже отпадает. Как же дать обратную связь если у человека нет потребности/желания в чем-то? Разумеется нужно найти его интерес или сформировать его (по аналогии с выявлением/формированием потребности при продаже). Обратимся за помощью к ШСМ.
Виталик работает в системе "Отдел разработки" в должности "Senior разработчик С#". Эта должность совмещает в себе две внутренние роли - инженер и программист. У системы "Отдел разработки" есть ряд характеристик, рабочих продуктов, подсистем и самое главное - предметов интереса со стороны каждой из вышеописанных ролей. Выпишем эти предметы интереса:
- Зарплата = например бонус за сделанный проект
- Развитие = новые навыки после завершения нестандартной задачи
- Отсутствие стресса = избежать ругань с руководителем отдела из-за не сделанной работы
- Карьерный рост = плох тот джун, что не мечтает стать сеньером
- Ачивка в резюме = увеличение своей стоимости на рынке труда
- Признание = повышение своего статуса в глазах коллег
Посмотрим, что из этого мы можем использовать исходя из наших/его предпочтений, его должности и статуса. 1 - не подходит, так как её повышение не удовлетворит наше предпочтение, а понижение - Виталика (а мы, как помним, любим его). 2 - могло бы подойти, если бы у его должности небыло роли Инженер, в связи с чем мы и так вынуждены давать ему нестандартные задачи по проектированию, а не просто кодить. 3 - не подходит, мы любим Виталика. 4 - могло бы подойти если бы у его должности небыли звания Senior. 5 - не подходит, так он не склонен к изменениям и поиску нового.
Остаётся пункт 6 - признание. Зная это в диалоге с сотрудником я бы подошёл к обратной связи со стороны того, что мне нужна помощь Виталика в том, чтобы научить всех остальных делать документацию. Разумеется сюда необходимо добавить важность этого для компании, бесценный навык сотрудника в этом деле, и т.д., но в целом надеюсь смысл был понятен.
P.S. А возможно я всё напутал, неверно трактовал терминологию, главу в целом и вообще неправ, поэтому если так, то обязательно напишите об этом в комментариях ;)