Почему один ребенок быстро все схватывает, а другой нет? Один в 4 года уже стихи рассказывает, а другой едва научился формулировать предложения. Значит ли это, что первый вырастет успешным, а второй — нет?
Давайте разберёмся, что влияет на карьеру (и насколько важна генетическая наследственность).
Какие факторы влияют на успех в карьере
Дело в том, что человек не рождается «белым листом». В него уже изначально заложен определенный генетический набор. Каким он будет, никто не знает. И никто не знает, когда и как он себя проявит. Потенциал ребенка определяет природная предрасположенность. Но по мере взросления на развитие человека все больше начинает влиять социальная среда, которая формирует его мировоззрение и траекторию жизни. Это семья, друзья, школа, ВУЗ, блогеры, медийные личности и другое окружение человека.
Социальная среда может способствовать раскрытию природного потенциала, а может и загубить талант. Поэтому гениальные способности, проявленные в детстве — это еще не гарантия успешного будущего. Равно как и отсутствие таковых данных — не значит, что будущее обречено.
Не всегда отсутствие таланта означает отсутствие таланта
В обществе принято считать, что талантливый человек — это тот, у кого способности проявились с ранних лет жизни. Об этом легко судить, когда способности очевидны. Например, когда ребенок быстро запоминает стихи или хорошо рисует. Но бывают и скрытые способности, для раскрытия которых необходима соответствующая ситуация. И часто такая ситуация подворачивается человеку уже в сознательной взрослой жизни.
Типичный для этого пример, когда человек с педагогическим образованием преуспевает в развитии собственного бизнеса по продаже цветов или бывший стоматолог переходит работать в сферу психологии и строит там успешную карьеру.
Получается, что карьере мешает не «отсутствие» таланта, а незнание о нем или отсутствие подходящей сферы для реализации.
Что такое карьера
Если посмотреть на карьеру как на процесс, то получается что это постепенное продвижение работника в какой-либо сфере деятельности. Данный процесс предполагает периодическую смену должностей. А вместе с должностью меняется набор ролей, которые будет выполнять работник.
Разберем это на примере карьеры врача.
- Сначала он устроился на работу в городскую больницу штатным хирургом.
- Затем пошел на повышение — занял пост заведующего хирургическим отделением больницы.
- Затем — заместителем главного врача больницы.
- Затем — главврачом.
Каждая из этих должностей предполагает набор определенных ролей и функций. Если будучи штатным хирургом он оперировал, заполнял истории болезней, проводил осмотр пациентов, то на должности заведующего хирургическим отделением его ждут уже совершенно новые роли. Человеку нужно осваивать новые практики, с которыми до этого он не сталкивался. Ведь в ВУЗе его даже в теории не учили быть заведующим отделением.
Здесь он уже становится менеджером, которому нужно решать кадровые, организационные и другие вопросы отделения. И талант оперировать, даже если он есть, здесь совершенно не поможет. То есть каким бы талантливым не был этот хирург как врач в классическом понимании этого слова — это еще не гарантия, что он станет успешным работником на каждой вышестоящей должности. Он попросту может не справиться со свалившейся на него кучей нового и неизведанного.
Ложная установка, которая мешает карьере
Строить успешную карьеру мешает не отсутствие таланта, а ограничения, которые на протяжении жизни устанавливает социальная среда.
Главное ограничение, которым «болеет» наше общество — стереотип о том, что на всю жизнь хватит одного диплома о присвоении профессии, а остальное — вопрос таланта и везения. Почему-то люди думают, что если ты талантливый педагог, то успешная карьера тебе обеспечена, а если нет — то на нет и суда нет.
На деле же оказывается, что предрасположенность к работе с детьми еще не гарантирует педагогу успешный карьерный путь до должности министра образования. Возможно, этот педагог так и останется работать учителем местной школы до наступления пенсии.
Как строить карьеру, чтобы добиться успеха
Успех в карьере — это успех в эффективном исполнении ролей работника на каждой из должностей на карьерном пути. С каждой новой должностью на человека обрушивается масса новых обязанностей. Чтобы их выполнять, нужно владеть соответствующими знаниями и практиками.
Например, когда штатного хирурга повышают на должность заведующего хирургическим отделением, то он должен уметь: управлять кадровым составом отделения; работать с документами; решать вопросы с материально-техническим оснащением отделения и т.д.
Все это предполагает освоение новой профессии или повышение квалификации по каждому из направлений. А с каждым последующим переходом на новую должность — освоение все новых и новых направлений работы.
Все это долго и сложно. На одно только переучивание с одного направления на другое уйдет чуть ли не половина всего трудового периода работника.
Как ускорить путь по карьерной лестнице
Чтобы получить новую профессию и стать в ней хорошим специалистом, необходимо соответствующее фундаментальное образование. Это как при строительстве дома — многое зависит от фундамента. Для избушки, малоэтажки или небоскреба он будет абсолютно разный. Так и в профессиях. Но, в отличие от примера со строительством, человек может получить фундамент на все случаи жизни. И ему не придется потом каждый раз один фундамент заменять другим.
Такой фундамент позволит человеку в будущем быстро осваивать новые профессии и обретать новое мастерство для успешной карьеры. Если вернуться к примеру с врачом, то для переучивания с медика на управленца ему потребуется не 5 лет, а всего 2. А, может, и того меньше.
Современное фундаментальное образование позволяет сформировать такую работу интеллекта, чтобы человек быстро справлялся с неопределенностями, новыми проблемами и быстро обучался новому прикладному мастерству — профессии. Суть современного подхода фундаментального образования в том, что в нем непротиворечиво объединены гуманитарные и естественнонаучные дисциплины, чего не скажешь о вузовских программах обучения.
Именно на такое фундаментальное образование рассчитана программа Школы системного менеджмента. Здесь предусмотрено одновременное обучение онтологике, математике, физике, логике, этике, риторике и инженерии. Всего в ШСМ выделяется 16 трансдисциплин, составляющих основу современного фундаментального образования.
Востребованный специалист, который создает лучшие лекарства, автомобили и даже колонии на других планетах, имеет, в первую очередь, хорошее фундаментальное образование.
Поэтому хорошие гены и талант — это полдела. Важна продуктивная социальная среда, фундаментальное образование и профессия. Наследуется потенциал человека, но его еще необходимо раскрыть в течение жизни. А для этого необходимо учиться, причем изначально ставить собранность и другие трансдициплины фундаментального образования, которые впоследствии помогут быстрее раскрыть свой талант в определенной профессии.