Дисклеймер: пост хоть и публичный, но пишу его в первую очередь для себя, ни на что не претендую, ничего не жду.
Image promt: A systems engineer who is looking on the production line with industrial robots and people.
На этом мой триал в midjourney кончился :/
Системный инженер как роль смотрящего/мета-чувака
Во время прохождения курса Методологии и начала Системной инженерии возник вопрос - а что за роль смотрит на системную схему проекта с целевой системой и цепочкой создания и следит, чтобы все системы по цепочке были созданы и эксплуатировались?
Ответ был дан в первой главе - системный инженер.
Системный инженер держит во внимании надсистему с ее внешними проектными ролями и их потребностями от надсистемы, целевую систему и ее концепцию использования/функционал и другие характеристики, концепцию целевой системы, проектную команду как создающую систему, команду развития как создающую проектные команды.
Здесь можно помыслить, что фокус внимания должен расти по мере того как мы перемещаемся по цепочке создания влево:
- системный инженер целевой системы держит во внимании надсистему, ВПР с потребностями, концепцию использования и концепцию целевой системы. В проектах его могут называть главным инженером проекта::роль (несмотря на слово главный; слово главный тут скорее указывает на ширину взгляда, мета-позицию по отношению к прикладным инженерным практикам), главным конструктором::роль, архитектором::роль, тимлидом::роль. Главное, чтобы за этими названиями понимался набор практик системной инженерии целевой системы.
- у системного инженера системы создания добавляется создающая система - он держит во внимании еще и метод создания целевой системы как набор практик по ее созданию, вид комбинаций этих практик (раньше это называлось видом жизненного цикла), реализацию создающей системы агентами, оргзвеньями из агентов и инструментов и мэппинг практик на оргзвенья (в том числе и практики эксплуатации создающей системы - операционный менеджмент)
- у системного инженера системы развития/предприятия добавляются последующие системы создания и их практики - предпринимательство, стратегирование, визионерство, продажи. Он следит за всей цепочкой - от целевой до создающей-создающей-создающей
Мета-мета-(мета?)-модель альф
Отдельно (и это даже не в системной инженерии, а где-то в методологии еще, или вообще в системном мышлении) нравится находка про альфы.
В предыдущих версиях набор альф за собой имел слабую мета-мета-модель:
- отдельно висели альфы целевой системы (определения и воплощения),
- отдельно висели менеджерские альфы (команда, работы, метод),
- отдельно предпринимательские (ВПР и возможности)
Альфы были плохо связаны между собой, не было понятно, откуда они берутся, не до конца понятно что описывают (какие сложности с Методом были - вообще неясная штуковина, при случае хотелось избегать эту альфу)
В нынешней версии курса появилась хорошая мета-мета-(мета?)-модель для альф. Есть объект - система, для системы выделяем ключевые зоны внимания: описание системы, воплощение системы, работы системы. Теперь можно убирать один уровень метости и проецировать альфы на области интересов:
- Целевая система
- Описание системы
- Воплощение системы
- Эксплуатация/работы системы
- Система создания
- Описание системы
- Метод, набор практик и их сочетаний для создания целевой системы
- Другие описания (роли, оргструктура, места, денюжка)
- Воплощение системы - Команда
- Эксплуатация /работы системы - Работа
- Описание системы
- Надсистема
- Описание системы
- Внешние проектные роли
- Потребности
- Воплощение
- Команда - Стейкхолдеры::агенты - тоже важный элемент
- Работы
- Возможности здесь живут?
- Описание системы
Появилась очень хорошая обобщенная порождающая модель, которая значительно экономит мышление и ускоряет понимание. Главное запомнить, что есть воплощение системы, оно описывается каким-то описанием, оно выполняет какие-то работы.
После этого мышление о цепочках создания склеивается, появляется универсальность мышления, уходит туман непонятных альф.
Несмотря на это, в области надсистемы туман еще остается, надо (это я себе) докрутить понимание.
На этом все.
Спасибо мне за внимани-е :)