Начну с того, что сам недавно стал руководителем небольшой инженерной команды – под моим руководством лично 3 человека и курирую команды 16 проектов (если посчитать, плюс еще по 3-4 человека в каждом) по части инноваций в нефтянке. Мозг вначале «взорвался» от сложности и разнообразия. Но потом используя системный подход и таблички, разобрался в проектах и добился понимания в команде.
Какие сложности обычно у новых руководителей:
- как удерживать в голове все проекты и не упустить важное;
- как исходя из важного в проектах, нарезать работу другим участникам команды;
- как уговорить сотрудников сделать нужную работу;
- как потом собрать результаты работы и выполнить проект в срок.
Это лишь часть проблем. Как же с ними справиться?
Для себя понял — нужен системный подход для успешной работы с командой над проектами, да и в целом при организации работы, руководителям надо иметь системное мышление.
В инженерных проектах молодой руководитель сам обычно имеет хороший опыт на инженерной должности. Он знает как работать, но часто в начале работы на новой должности может растеряться – ведь на своем кусочке работы он прекрасно справлялся со своей задачей, а тут надо удерживать в голове весь проект.
Когда вы становитесь руководителем вам нужно вставать в роль менеджера (даже если ваша должность звучит как ведущий инженер, заведующий лабораторией, начальник инженерного отдела и т.п.) и изучать менеджерские наборы практик.
Области интересов роли «менеджер»: метод, команда, работы.
Метод – это набор практик (дисциплин + технологий), в результате применения которых получаются какие-то рабочие продукты. Как руководитель важно знать ключевые постоянно выполняемые в своей группе/отделе или на проекте практики, это дает понимание сути работы команды.
После того, как описаны все практики, важно знать кто команда. Команда – это все необходимые в проекте роли, на которые потом будут назначаться исполнители. Если команда уже есть, нужно описать все роли и понять чем они занимаются в проекте. Это важно, потому что исполнители могут меняться, но кто-то должен будет выполнять функции, чтобы выполнялись задачи вашей группы/отдела.
После того, как описано, что делать (практики) и кто это будет делать (команда), можно указать, когда это будет сделано (работы). То есть, работы – это ответ на вопрос «когда будут выполнены нужные практики и получены нужные рабочие продукты?». Молодому руководителю важно сесть и разобраться со сроками, ритмичностью работы – чтобы далее регулировать и не упустить важные вехи.
Более подробно о ролях, о том, как в проекте определять главное, второстепенное и как удерживать внимание на этом главном можно узнать на курсе «Практическое системное мышление». Самое интересное, что на курсе даются таблички, которые вы будете применять для своих рабочих проектов и разбираться постепенно с ними. Это называется мышление моделированием.
После того, как вы разберетесь со всеми своими проектами, вам станет проще нарезать работу для своей команды. Помимо того, что вы сами глубже поймёте проекты, вы сможете объяснить команде зачем важно сделать сейчас то, что вы нарезали и почему именно так нужно делать – то есть станет проще уговорить подчиненных встать в роль и выполнить задание.
Самое интересное вы сами в итоге вначале возможно не поймете, как у вас получилось завершить успешно и в срок сложный проект, как было это со мной. Когда спросили как мне удалось, сказал "Это всё таблички и системное мышление))"
Удачи в проектах и во взаимодействии с командой