Я часто замечаю в окружении, в которое попадаю людей, входящих в коммуникацию для реализации разных потребностей.
То есть то, с чем приходит человек, начиная контакт.
Например, продавец телефонов в салоне сотой связи предлагает множество аксессуаров к телефону. Продукты в магазине, расставлены так, что вначале видишь товары, срок годности которых скоро истечет. Еще пример. Когда сотрудник дорожной патрульной службы "спрятался в кустах" на сложном участке дороги с целью поймать водителя, которому будет сложно доказать соблюдение правил ПДД. Рассмотрим каждый пример отдельно.
Рассмотрим первый случай. Когда приходишь за покупкой телефона, интересно наблюдать за тем, как под разным предлогам продавец в яркой футболке с увлечением рассказывает, как выгодно приобрести дополнительную расширенную гарантию и супер-бронированный чехол. Я делаю вывод, что он мотивирован своим планом продаж или каким-то собственными интересами, поскольку предлагал мне, покупателю у которого уже есть чехол и все необходимое, обзавестись ненужными для себя покупками.
Делая покупки в магазине, я как-то обратил внимание на порядок глазированных сырков на прилавке. Ближе всего к покупателю были те, что скоро будут просрочены. Хотя мне как покупателю хотелось бы получать самый свежий товар. И после такого опыта впечатление о магазине испортилось.
История со службой, которая занимается порядком на дорогах имеет аналогичные корни. Думаю, что мало кому будет приятно, что его "подлавливают" на ошибке. Куда более эффективно будет, если служба позаботиться о предупреждении или недопущении правонарушении на дороге.
Во всех этих разных ситуациях, или если сказать по другому, системах, схожий подход. Все они реализуют интересы каких-либо внутренних проектных ролей, учитывая в меньшей степени интересы меня как представителя внешней роли.
Если сменить фокус с интересов внутренних потребностей проектных ролей на внешних, то результат также поменяется, как и сами системы, т.к. будут руководствоваться уже другим содержанием.