Сложности школы танго и эволюция

Ведем группу танго уже три месяца, собрали уже 4 мероприятия. Пора подвести промежуточные итоги.

  • Учить танго сложно. Составить программу обучения проблем нет, а вот сделать понятные объяснения - да. Иногда кажется, что все понятно, но это "понятно" разбивается об учеников вдребезги. Привет курсу ОиК 2023.
  • Неприятно, когда люди приходят и уходят. В некотором смысле, я инвестирую время в учеников. Заработок скромный, деньги не цель. А вот время не вернешь.
  • Мероприятия на небольшое количество людей. Это из разряда "яйцо и курица". Если нет мероприятий, то сложно развивать сообщество. А если нет сообщества, то нет смысла в мероприятиях.

Эти и другие сложности решаемы, если думать о школе не как о месте, где учатся как можно дольше, а как о платформе для эволюции сообщества.

  • "Учить танго сложно", но мы собрались, чтобы пройти этот пусть вместе. Цель не "получить диплом", а научиться танцевать - создать условия для эволюции мастерства танца каждого ученика.
  • "Неприятно, когда люди приходят и уходят", но что это, если не эволюция сообщества. Кто-то придет и уйдет, кто-то останется. Последних меньше, потому что эволюция - это фильтр.
  • "Мероприятия на небольшое количество людей", но мероприятия на сообщество. В больших сообществах сформировалась привычка видеть на милонге десятки, а на крупных мероприятиях - сотни людей, хотя это лишь часть сообщества. Когда делаем милонгу здесь - получается мероприятие на бОльшую часть сообщества.

В итоге получается, что маленькое сообщество - плюс для развития. Нет привычек, нет канонов, нет конкуренции. Бери и делай так, как считаешь нужным. Об остальном позаботится эволюция.

PS слабо понимаю, как конкретно этот пост связан с системным мышлением, писал больше в свой личный блог. Но уверен, что здесь этому посту тоже место.

Этому посту здесь абсолютно место.

Во-первых, в курсе “Практическое системное мышление” танец является одним из основных примеров для объяснения самого системного мышления, ибо для него трудно представить “взрыв-диаграмму”, как для какого-нибудь механического устройства и тем самым функциональное описание перепутать с конструктивным. В танце хорошо объяснять, что объекты в системном мышлении выделяются вниманием, а не путём нарезки физических объектов на какие-то отдельные конструктивные части.

Во-вторых, есть разработанный танцевальный стек, он изучается вот тут: Системный мультиданс | VK

И ещё у нас в этом танцевальном стеке на нижнем уровне – практики телесного мышления, body control, этим занимается наш курс системного фитнеса. И вот есть модель телесной работы именно в танго, это тоже приложение системного мышления (и вот тут вопрос как раз культуры: текст существенно затрагивает множество мифов танго-культуры, ибо он относится к уровню телесной работы, а на этот текст навешивают вопросы к полному танцевальному танго-стеку): Модель танго: progress reprort.. | Системный мультиданс | VK

Проблема в том, что для полноценного обсуждения программы обучения танцам нужно:
– пройти курсы по системному мышлению в рамках основной программы (не подготовительные курсы, а основные – и ОиК тут только начало)
– пройти курс системного фитнеса, ибо про танец говорим языком работы с телом на нижних системных уровнях
– желательно иметь опыт нескольких танцевальных культур (ибо важно выделить среди них общетанцевальное как отдельный системный уровень, а танцевальный стиль и его подстили – это уже прикладной уровень)
– разобраться в том, как устроено обучение мастерству (курс “Мастерство обучать образованных”), мастерство потанцевать на милонге – это ведь тоже мастерство, которому можно научить.

Увы, мы никак не получим пока человека с таким образованием в нашем кругу. Поэтому ждём, пока кто-нибудь научится. Это только вопрос времени )))

Анатолий, рад вашему комментарию, спасибо!

До ПСМ пока еще не дошел, в первом полугодии 2023 иду по ОиКу, за ним ПСМ =)

Танцевальный стек прекрасен, мне его уже скидывал Антон. Мне он помог и как преподавателю, и как организатору, и как диджею.

Насчет “для полноценного обсуждения программы обучения танцам нужно…”, не считаете ли вы нужным включить сюда еще и эстетику и ритмику? А также культурные аспекты конкретного танца. Например, в танго это как минимум язык, причем не современный аргентинский вариант испанского, но ныне не использующийся lunfardo - говор бедных районов Буэнос Айреса начала ХХ века. Вот с этим вообще не понятно, что делать.

Ритмика есть в танцевальном стеке, эстетика есть в общем интеллект-стеке. Язык тут нерелевантен, надо же важное от неважного отделять. Знание lunfardo не поможет мне станцевать танго с какой-то девочкой из Сан-Франциско (в социальных танцах ведь это главный критерий: встретиться, и свободно станцевать), поэтому его смело можно выкидывать.

Вообще, роль мифологии в танго сильно преувеличена, равно как и истории. Больше нужно заглядывать также в другие танцы, чтобы поменьше заявлять “только у нас в танго”, меньше смотреть именно на Аргентину как последнее слово в давно уже международном танце, и много чего ещё нужно поправить в мозгах, чтобы танго развивалось (например, культура разговоров о вине и женщинах – такого больше ни в каких танцах нет, разве что в блюзе иногда бывают, но классический блюз сегодня очень редко встречается, давно стал историческим танцем, перестал быть социальным танцем. Хотя я знаю много школ, где ему учат).

С верхними уровнями социальных танцев (вопросами культуры) мало кто разбирается, ибо разговор сразу уходит в историю, а интересует-то не история – интересует развитие, ход на будущее, а не вечные перепевы прошлого!

Язык тут нерелевантен
Почему? Танцевать про несчастную любовь и про воспоминания о родном городе танцор должен бы по-разному. Вы так не считаете?
Вообще, роль мифологии в танго сильно преувеличена, равно как и истории
Про мифологию соглашусь, а вот про историю нет. Например, если в сообществе появляется новый человек и не принимает культуру (и историю как ее часть), его это сообщество выкидывает
а интересует-то не история -- интересует развитие, ход на будущее, а не вечные перепевы прошлого!
Интересует кого? Вас? А других? =) Насчет перепевов прошлого - смотря, что считать "прошлым". Большинство произведений, даже современных а-ля бетмен и компания все равно строятся на античных канонах, в этом смысле все истории из прошлого. Меня (пока) интересует развитие обучения танцу, а не развитие танца.

Это регулярно обсуждается, как относиться к текстам в песнях. Так в англоязычном мире (modern swing) принято как-то относиться – делать пантомиму, обыгрывая отдельные слова из текста или фразы. В индийском танце строго предписано: какие слова поются, то и показывать (и известен этот самый “жестовый язык показа”). Но в международной среде, где даже язык не факт, что понятен всем (скажем, в зонтике кизомбы одновременно португальский язык, кимбунду, креольский, английский и французский – и это только основные языки, ибо там подмешивается вся многоязычная Африка). При этом значительная часть песен – это шансон, матерный рэп и прочее, что не очень прилично и возвышенно. В танго треках тоже сплошное вино, курево, женщины и прочий не слишком культурный шансон. Необязательно тащить в будущее всё вот это и танцевать ровно вот это. Есть одна из идей, что танцевать можно всё что угодно, а не делать пантомиму на слова песен, которые обязательно знать (и ты их ещё обычно и не знаешь, ибо без новой музыки получается плохо, это только в танго золотого века уникальная ситуация, такой заповедничек любителей антиквариата).

Вот один из подходов к “о чём танцуем”: О чём танцуем Тематика "о чём танцуем".. | Системный мультиданс | VK
Вот другой: Танец как игра в загадки Я вчера.. | Системный мультиданс | VK

Ход на обучение (учить обучать танцу – а хоть и учить обучать танцу самого себя), а не развитие танца, конечно, включает в себя знакомство с культурой. Но я бы не шёл традиционным путём и копировал расхожие примеры сегодняшних рассказок. Я в эти дни обсуждаю обучение танца с разными преподами разных танцах, в разных чатах. И нужно не просто учить передаче канона, а нужно учить развитию – имея текущий канон (много раз менявшийся ранее) как основу, с которой стартовать. На эту тему у меня довольно много текстов, просто не собирал их. И без понятия “стиля” тут не прорваться, ибо непонятен объект, который развивается.

Вот свежая статья о том, как танцы пошли в университет: на идее о том, что учителей танцев тоже надо учить, и не так как учат самих танцоров — там гуманитарщина сплошная, но идея в том, что добавляют знания верхних уровней (культура): At Rennie Harris’s Hip-Hop University, Teaching the Teachers - The New York Times

То есть там говорится, что в высших учебных заведениях учили пока балету, но вот пошли учить и хип-хопу: готовят не просто профи-танцоров, но учителей танцоров, причём с упором на знание истории стиля и культуры (скажем, форма образования — кроме онлайн-курсов истории и обучения техник танцорами рядом с домом собирают всех на очные сессии для танцев в кругах, а учителя ведут с ними обсуждения того, что они там оттанцовывают).

По идее, часть нашего проекта примерно такая же: не просто учить студентов-танцоров, но учить профи, будущих учителей танца. Хотя сам заход на историю у нас другой, через меметику и понятие стиля, а не рассказы баек кто когда в каком зале что танцевал под пошлости какого времени (увы, высокой поэзии в танцевальной музыке не так много).

При этом я довольно много времени обсуждал эти вопросы с людьми из танго, в том числе и в письменном виде, и в устном общении. И я не очень высокого мнения о культуре преподавания в танго и о культуре мышления в танго-тусовке. Хотелось бы это изменить. Ну, потихоньку изменим. Не уверен, что эти изменения начнутся с танго. Если в танго “нуэво” это тридцать лет назад по сравнению с шестьюдесятью годами назад развитием танца и восемидесятью годами назад развития музыки )))

Главное, что у нас нормальная лабораторная работа: все ходы записываем, обкладываемся адекватной современной теорией, ставим проблемы, находим для них решение. Быстро – это непрерывно медленно.

В комментах, понятно, это всё нельзя обсудить.

Прямо перед твоим постом Фёдор рассуждает, стоит или не стоит вкладываться в отношения (“обучение” у тебя), если люди уходят https://blog.system-school.ru/2023/01/24/stoit-ili-net-investirovat-resursy-v-otnosheniya-kotorye-otvalivayutsya/

Иван, не очень понимаю какая связь. Можешь раскрыть, пожалуйста?

В танго треках тоже сплошное вино, курево, женщины и прочий не слишком культурный шансон.
Не скажу, что танго отличается какими-то высокими или культурными текстами, но либо все не так плохо как вам кажется, либо мы разное танго слушаем =)
Есть одна из идей, что танцевать можно всё что угодно, а не делать пантомиму на слова песен, которые обязательно знать (и ты их ещё обычно и не знаешь, ибо без новой музыки получается плохо, это только в танго золотого века уникальная ситуация, такой заповедничек любителей антиквариата).
Вот мы и обнаружили разницу в наших подходах. Для меня смысл танца в танцевании смысла песни. Ситуация с другими танцами меня не интересует (пока), поэтому рассматриваю только танго.
Вот один из подходов к «о чём танцуем»: https://vk.com/wall-179 019 873_1211
Вот другой: https://vk.com/wall-179 019 873_1550
Почитаю с интересом, спасибо!
Но я бы не шёл традиционным путём и копировал расхожие примеры сегодняшних рассказок. <...> И нужно не просто учить передаче канона, а нужно учить развитию -- имея текущий канон (много раз менявшийся ранее) как основу, с которой стартовать. На эту тему у меня довольно много текстов, просто не собирал их. И без понятия «стиля» тут не прорваться, ибо непонятен объект, который развивается.
Согласен! Канон - это просто точка отправления. Я часто с непониманием смотрю на людей, которые танцуют канонично, но слишком похоже на кого-то. А ваше видео про стиль мне было крайне полезно, кстати.
По идее, часть нашего проекта примерно такая же: не просто учить студентов-танцоров, но учить профи, будущих учителей танца. Хотя сам заход на историю у нас другой, через меметику и понятие стиля, а не рассказы баек кто когда в каком зале что танцевал под пошлости какого времени (увы, высокой поэзии в танцевальной музыке не так много).
Почему вы это подаете как взаимоисключающие вещи? Есть байки (я почему-то редко слышал пошлые, может, не в байках-таки дело?), а есть и ваш подход с меметикой, который прекрасно работает, проверял. Мне кажется, это просто разные вещи для разных контекстов. Например, важно на уроках наполнять учеников стилем, но иногда и байку рассказать тоже бывает не лишним.
Быстро -- это непрерывно медленно.
+100500

ты пишешь “Неприятно, когда люди приходят и уходят. В некотором смысле, я инвестирую время”. Фёдор пытается решить задачу, как сделать, чтобы неприятно не было

перечитал. ну, там больше про эмоции, мне “обидно” именно за временные инвестиции: ты занимался с человеком, а он ушел =)