Что может и чего не может дать наставник

Дисциплина “наставничество”, как таковая, ещё не сформировалась. Во всяком случае, в общепринятом смысле этого слова.

Наставничество часто оказывается неудачным потому, что у людей имеются совершенно разные представления о том, что должен делать наставник. Сейчас в культуре еще не существует списка литературы о наставничестве, где вводились бы понятия, принадлежащие исключительно этой дисциплине.

Наставников не готовят в вузах, как преподавателей, менеджеров или врачей. Наставник — это собирательный образ, в котором сочетаются разнообразные роли: учитель, лидер, тьютор, культуртрегер и другие, для которых уже есть устоявшиеся дисциплины и предметы обучения.

В этом материале мы не беремся закрыть пробел с формализованной дисциплиной наставничества, но хотим систематизировать определенные методы, лайфхаки и опыт Школы системного менеджмента. Под наставничеством мы будем понимать широкую деятельность, в процессе которой происходит передача опыта от наставника к ученику (ученикам).  Наставников не готовят в вузах, как преподавателей, менеджеров или врачей. Наставник — это собирательный образ, в котором сочетаются разнообразные роли: учитель, лидер, тьютор, культуртрегер и другие, для которых уже есть устоявшиеся дисциплины и предметы обучения.

Данный материал будет полезен тем, кто хочет сформировать собственный чек-лист по выбору наставника. В этой статье вы найдёте основные компоненты для его составления, но важно понимать, что вам придется приложить определенные усилия, чтобы выбрать или доработать под себя критерии, о которых здесь пойдет речь. Этот лонгрид вряд ли подойдет для тех, кто хочет получить простой универсальный шаблон.    

Три основные функции наставника

1. Помогает применить теорию на практике. Широко распространено мнение о том, что наставник ускоряет обучение новому, а ученик покупает опыт наставника. Необходимо понимать, какой дисциплине (методу, навыку) вы хотите научиться, и почему вам подходит опыт именно этого человека. В этом случае наставник будет в большей степени выполнять роль преподавателя-практика. Вы должны понимать, какой рабочий продукт вас научит создавать наставник. Например, вы выучились на бухгалтера или на продакт-менеджера, а потом взяли наставника, который поможет вам быстрее и качественнее составлять бухгалтерский баланс или создавать концепцию использования продукта.

2. Мотивирует и даёт пример для подражания. В этом случае наставник — это лидер, который может поддерживать вас в роли ученика и/или мотивировать вас играть рабочую роль для создания продукта по изучаемой дисциплине. Кому-то подходит авторитарный стиль поведения, а кому-то необходима постоянная пропитка и объяснения, в том числе из личного опыта. Поэтому, при выборе наставника постарайтесь понять, насколько вам подходят его педагогические методы и харизма.

3. Подсказывает как разработать личную образовательную траекторию или даже предсказывает какой SoTA практикой нужно заняться человеку или коллективу. Этим занимаются тьюторы и культуртрегеры соответственно. Чтобы лучше понимать, что же вы хотите получить от наставника, вам необходимо ознакомиться с профессиональными ролями, которые задействованы в обучении. Об этом подробнее говорится в курсе “Мастерство обучать образованных”.

Главные результаты наставничества

Новое мастерство. Главный результат обучения — это новый уровень вашего мастерства. После работы с наставником вы сможете делать то, чего раньше не делали или делали медленнее, дороже или с большими усилиями. Наставник обратит ваше внимание на важное и на то, чего можно не заметить самому. Или придется затратить много времени, ресурсов и нервов, чтобы “докопаться до истины”.  

Сокращение расходов. Самый прагматичный результат наставничества — это сокращение расходов и ресурсов в будущем. Например, вы потратите меньше времени на обучение и на достижение результатов практической деятельности, в том числе сможете окупить финансовые затраты на обучение. А еще, чем дольше вы совершенствуете свое мастерство, тем больше становится упущенная выгода.

Уверенность в будущем. Немаловажно и то, что вы обретаете уверенность в будущем, за счет того, что наставник дает ясную и структурированную картину мира. Благодаря этому уходят беспокойства и сомнения насчет освоения сложного знания.

Расширение кругозора. Наставник предлагает широкий взгляд на проблему, то есть он буквально расширяет видение ученика на мир. Обычно ученик не замечает многого из того, что осознал и применил на своем опыте наставник. При этом в наше время наставники всё больше учат не заполнять шаблоны, а создавать их для своей рабочей деятельности.

Чего не может дать наставник

Кажется, что наставник с высоты своего опыта может всё. Многие даже считают, что наставник никогда не ошибается, может сходу решить любую вашу задачу или задачу, которую поставил вам руководитель.

Однако хороший наставник не будет предлагать готовые решения и не будет работать за вас. В частности, наставник не будет создавать за вас рабочие продукты. Однако, если вы выберете наставника, который является узким специалистом в вашей прикладной области, то от него можно ожидать более точных ответов на конкретные вопросы.

Каким бы профессионалом не был наставник, он не сможет гарантировать вам результат. Результативность наставничества во многом зависит от ученика. Начиная с правильного подбора наставника и осознанного понимания нужного результата, вашей активности в процессе совместной работы, вплоть до публичного представления результатов для получения обратной связи от всех заинтересованных лиц.

Наставник не может всеобъемлюще и полностью оценить ваши результаты, ваш рабочий продукт и создаваемые системы (из курса системного мышления вы должны знать, что успех определяется всеми заинтересованными лицами, а не одним, хоть и профессиональным, наставником). Поэтому результат наставничества напрямую зависит от того, насколько быстро вы начнете обсуждать получаемые рабочие продукты с заинтересованными сторонами. Вы можете показывать какие-то рабочие продукты своим коллегам, писать публичные посты по рабочему проекту или со своей рефлексией по нему, делать презентации руководству и т.п. Всю эту деятельность необходимо начинать с первой же недели наставничества. 

Коротко о наставничестве

Не стоит ждать, что наставник будет полностью выполнять роль преподавателя. Он вряд ли будет в полном объеме давать вам теорию и учебные задания, но он может проверить выполнение теории на практике.

К наставнику желательно обращаться при условии, что вы сами или на курсе с преподавателем уже хотя бы ознакомились с теорией. Однако вы можете договориться с наставником, чтобы он выступил для вас в роли индивидуального репетитора.  

О дальнейших действиях расскажем в статье «Как взаимодействовать с наставником, чтобы прийти к цели»

2 лайка

Вспомнилось, что раньше у мальчиков были так называемые «дядьки», обычно бывшие военные, учили жизненному мастерству. Здорово, если будет курс «Как стать наставником».

Ага, мы и учим жизненному мастерство, даем современное мировоззрение). Пройдя всю нашу программу и применив это в реальных проектах, вы уже будете способны стать наставником. Только речь идет о полной программе (она еще не готова), где будет еще риторика, этика и эстетика. Еще нужно обязательно пройти курс “Мастерство обучать образованных”. А если и будет курс по наставничеству (преподаванию, разработке курсов и тп), то это скорее расставление акцентов для выпускников, чтобы они оттачивали своё мастерство до совершенства.

После прочтения статьи в голове возникли следующие примеры наставничества:

  1. Пример преподавателя-практика - фитнес тренер для новичков. Основная его задача - учить правильно выполнять упражнения (постановка практики). При этом он пишет программу тренировок (разработка образовательной траектории).
    Также он мотивирует - занятие с тренером сложнее пропустить, чем самостоятельное, а во время самого занятия тренер будет следить, чтобы ученик выкладывался по полной.

  2. Когда ученик тренера обучается упражнениям и привыкает к тренировкам, то тренер может написать программу тренировок и отправить ученика заниматься самостоятельно (разработка траектории). Это пример типа наставничества “Тьютор”.
    При этом он будет периодически корректировать упражнения (постановка практики) и мотивировать.

  3. Пример наставничества типа “лидер” - это военный командир, готовящий отряд. Он может учить солдат новым практикам (стрельбе, прохождению полосы препятствий). Про выбор SOTA-практики в данном случае ничего мне в голову ничего не приходит. Однако основная задача командира - мотивировать солдат день за днём тренироваться, следовать правилам и выполнять приказы.