/Итоговый пост по курсу “Системное саморазвитие”
В этом посте мне бы хотелось поделиться итогами, а также сложностями во время прохождения курса.
Таким было моё первое сообщение в чате поддержки курса о своих целях:
На курс пришла, чтобы получить инструменты для эффективного выполнения своей работы и гармоничного баланса науки с другими сферами жизни.
Мои запросы и боли
- После защиты кандидатской диссертации 2019 году я решила продолжать работать в науке. На тот момент мне было совершенно непонятно, какую пользу человек с моей квалификацией и компетенциями может приносить миру
- Выгорание и усталость сопровождали меня в конце подготовки диссертации к защите и несмотря на предпринятые попытки с этой проблемой справиться, курс “Системное саморазвитие” мне был нужен и для улучшения качества моей жизни тоже
- Если я задумываю себя, как будущего руководителя исследовательского проекта, мне необходимо подтвердить свою компетенцию публикациями с высоким рейтингом - сейчас мои научные публикации ниже по качеству и количеству, чем мне бы хотелось и чем это необходимо для участия в конкуренции
- У меня отсутствовало представление, как я могу спланировать исследовательский проект, начиная от объёма и новизны задачи до финансовой стороны вопроса
Ниже привожу цитату А. Энштейна, которая повлияла на моё представление о деятельности учёного. Не могу сказать, что я ей следовала буквально, однако мне потребовалось время, чтобы прийти к пониманию, что я могу ещё эффективнее упорядочить свою исследовательскую деятельность.
Только дурак нуждается в порядке — гений господствует над хаосом
А. Энштейн
Спойлер - нет!
Стоит начать с того, что у меня не было уверенности, что курс мне поможет наладить мою профессиональную деятельность. В моей голове существовало представление (и видимо поддерживалось частью моего окружения), что наука - очень сложная штука и не поддаётся оценке или измерению и от рамок только теряет в качестве. Эта точка зрения была очень болотисто-тёплой до того момента, пока я не задумалась о перспективе стать руководителем собственного проекта с планом, требованием обнародовать результаты и подчиненными. Как только мысль о руководстве проектами (пусть не сейчас, но в довольно близком будущем) пришла мне в голову, уровень моей тревожности взлетел до небес. Потребовалось время, чтобы со стыдом принять и признать, что я не знаю, как посчитать деньги на выполнение научного проекта, как оценить потенциальную успешность и требуемое время на выполнение, как учесть риски, как мне предусмотреть, если всё пойдёт не по плану (из недавних примеров мы имеем ковидный 2020 и нынешний 2022), и пр. и пр.
Я записалась на программу “Бесконечное развитие” с пониманием, что я не могу обеспечить 10-15 часов в неделю на прохождение курса. Я признала, что буду двигаться по курсу медленнее, однако буду получать пользу от курса в своём темпе. Сейчас я благодарна себе за это решение.
? Две индульгенции себе
1. Если я практикую мышление письмом, регулярно читаю и завожу помодорки, то я готова себе простить отсутствие прогресса по курсу
2. В приоритете чтение литературы, которая меня интересует, а не из списка литературы курса :)
Прохождение курса заняло у меня 10 месяцев: я начала в первых числах февраля и закончила в начале декабря.
Немного статистики:
- 13 постов по курсу
- ~50 часов на чтение глав учебника и подготовку постов (по мере прохождения курса время, требуемое на пост, стало сокращаться)
- 20 книг прочитано в 2022 году на начало декабря (и это не конец!)
- ~25 ч/мес - моя личная планка времени на самообразование
Книги, прочитанные за время курса
- Джонатан Эйг “Рождение таблетки. Рождение таблетки. Как четверо энтузиастов переоткрыли секс и совершили революцию”
- Michael Graziano. Consciousness, and the social brain
- Judea Pearl, Dana McKenzie. The book of why
- ННО. Теория и практика
- Ирвин Ялом, Джинни Элкин. Хроники исцеления
В процессе прохождения курса я внедрила практику Помодорро в своё обучение и работу. Благодаря ей я смогла оценить количество времени, необходимое мне для написания отчёта по проекту. Также я определила свою планку на обучение как 25 ч/мес благодаря Помодорро.
Для меня было важно ещё раз встретить напоминание о важности физической активности и мне удалось вернуть концентрацию и увеличить продуктивность благодаря бегу, танцам и езде на велосипеде. Кроме того, ранее из-за выгорания я стала избегать состояния потока, потому что считала его источником истощения. Идеи из учебника “Системное саморазвитие” по исследованиям М. Чиксентмихайи натолкнули меня на мысль, что проблема не в состоянии потока, а в моём неумении выходить из роли.
Глава об эмоциональном соответствии далась мне непросто и привела к неприятным для меня осознаниям, однако мне понравился момент, что свои переживания можно конвертировать в действия по улучшению среды своего обитания и я стала вести свой список неудовлетворенностей. А ближе к концу курса выяснилось, что я могу быстрее принимать изменения во внешнем мире и меньше терять в продуктивности.
Мне очень понравилось оперировать ролями и интересами при создании одного из продуктов в нашем проекте, а также выделить целевую систему в моём нынешнем проекте. Эта практика мне показала отличие продукта от целевой системы, а также подтолкнула меня к понимаю, какая польза может быть для мира от моей деятельности, как исследователя.
Я рада, что благодаря курсу смогла посмотреть на свою деятельность с точки зрения предпринимателя и менеджера, а также рассмотреть замысливание научно-исследовательского проекта с точки зрения “шкуры на кону”, моих рисков, как руководителя такого проекта, и об открытии окна возможностей.
Рассмотрение моей научной деятельности с этической точки зрения не является для меня новой практикой, однако на момент написания поста я довольно “вяло” учла интересы налогоплательщиков. Совсем недавние мои разговоры на работе показали, что люди могут иметь свою активную гражданскую позицию по вопросу биомедицинских исследований и лишь моего намерения помочь какой-то группе людей будет недостаточно, чтобы их переубедить. Решение подобных вопросов, пиар своей деятельности и образование будут моими точками роста на этом поле.
Эффекты курса
- Понимание и практическое подтверждение, что можно “тупо” делать (практика + роль + таймер помодорро). Если сегодня состояние потока не завезли - не беда, я всё равно двигаюсь к цели. Здесь пригодились Помодорро, чеклисты и декомпозиция сложных задач.
- На работе у меня возникла ситуация, когда два интересующих меня курса шли параллельно, я договорилась с коллегами и смогла организовать своё расписание, чтобы выделить время на обучение без ущерба текущим задачам.
- В начале марта 2022 подходил дэдлайн моего отчёта по гранту и одновременно это было время тяжёлых эмоциональных переживаний для меня. Я заводила себе таймер Помодорро и двигалась по частям структуры отчёта. Я рада тому факту, что я успела получить обратную связь по отчёту от моих научных руководителей и учесть их правки перед сдачей. За пару дней до окончания отчёта я представляла, сколько времени мне понадобится для завершения и эта оценка оказалась точной (+/- 0.5 помидорки). В итоге я сдала отчёт, когда запланировала, и у меня остался один день в запасе, если бы я столкнулась к неожиданными проблемами (напр., болезнь, сбои в работе серверов на работе или у принимающей стороны, несохранённые изменения и т.п.). Теперь я могу оценивать точнее, сколько времени мне потребуется для написания научной статьи.
- В рабочем проекте я вижу роли и интересы и могу осознанно их учитывать или не учитывать
- Мне удалось выделить целевую систему в своём проекте и роли по поводу неё
- Уловила разницу между целевой системой и продуктом деятельности. Я как учёный могу иметь продуктом своей деятельности публикации в научных рецензируемых журналах, однако моя целевая система относится к биологическому миру.
- Веду списки неудовлетворенностей и интересов - так я смогла спланировать свой отпуск и зафиксировала идеи для следующего. И для этой практики было плюсом, что я проходила курс дольше заявленного.
- Меньше социальных сетей в моей жизни: FB и ВК остались почти полностью в качестве 1-2-1 чатов, о ленте почти забыла. Больше книг в моей жизни - 20 книг я прочла на начало декабря. Это больше, чем за любой год до этого.
- Перестала решать любую задачу, как новую. Научный подход предполагает встречу с новым, однако большинство проблем в человеческой деятельности кто-то уже встречал. После курса я стала задаваться вопросом о существующих практиках, примененных до меня в похожих случаях вместо изобретения велосипеда. Это существенно сократило количество умственной энергии, которая мне необходима для решения возникающих вопросов.
- Учёт потребности в движении - физическая активность (бег, танцы, велосипед)
- Поймала себя на том, что иногда видео раздражают, потому что то же самое текстомможно передать быстрее. С текстом больше контроля, насколько я удерживаю фокус внимания на материале. В видео нет возможности это проверить - при пересмотре видео обнаруживала, что некоторые куски я не помню, то есть внимание было потеряно в процессе, и неоткуда взять обратную связь, что это произошло. В книге легко можно вернуться к месту, где я могла следовать за мыслью автора. Есть впечатление, что потребление информации в виде текста позволяет поглотить больше информации (картин мира, фактов, мнений и т.п.) с меньшим возбуждением нервной системы - то есть после поглощения определенного объёма информации мне понадобится меньше времени на отдых, меньше еды на восполнение энергии и меньше других ресурсов - я делаюсь более устойчива, как деятель в фазе сбора информации.
Что там запросы и боли?
- Благодаря выделению целевой системы в моём нынешнем проекте и прописыванию интересов, мне стало понятнее, какую пользу приносит человечеству мой нынешний проект и как я могу планировать свои будущие проекты с учётом приносимой пользы. Глава про этику показала мне, что с интересами разных людей и представлением о пользе всё может быть не так просто, - это хороший повод изучить этику более подробно и уберечь себя от ошибок в будущем
- Глава о состоянии потока и уровнях мастерства заставила меня переосмыслить мой опыт выгорания. Раньше я опиралась на представление, что “настоящий” специалист может забыть обо всём на свете во время профессиональной деятельности. Мой опыт в науке и танцах показывает, что такой подход в долгосрочной перспективе вредит здоровью. Я нашла подспорье в виде таймера Помодорро, который помогает зарезервировать время на состояние потока и сообщить о прошедших 25 минутах за практикой.
- Я смогла написать отчёт по проекту, учитывая время с помощью таймера Помодорро. Теперь у меня больше понимания, научный текст какого качества и за какое время я могу создать.
- Что касается задумывания своего проекта, то курс не развеял моё непонимание полностью, однако теперь я лучше понимаю, с каких точек зрения я могу рассмотреть свой потенциальный проект (инженерная, предпринимательская, менеджерская) и с кем я могу поговорить, чтобы задать волнующие меня вопросы. Также стало понятно, что курсы по стратегированию, менеджменту, предпринимательству, этике и коммуникации - не что-то, что было бы полезно для меня, а must have (не говоря о системном мышлении).
? Этот год был одним из самых непростых в моей жизни по объёму сложных переживаний и временами у меня складывалось впечатление, что я топчусь на месте или даже деградирую, однако прогресс по курсу, благодаря курсу и за пределами его меня очень удивил
Что дальше?
Курсы ШСМ
- Курс Прапион Медведевой ”Онтологика и коммуникация”
- Курс Анатолия Левенчука “Практическое системное мышление”
Книги в процессе чтения или в плане
- А. Левенчук “Образование для образованных”
- Michael Gazzaniga “Who is in charge?”
- Хесус Уэрта де Сото “Австрийская экономическая школа”
- Элиезер Юдковский “Гарри Поттер и методы рационального мышления”
Благодарности
Я благодарю Церена и Анну за учебник "Системное саморазвитие" и комментарии к моим постам в блоге ШСМ, а также всех однокурсников за обсуждения в чате и комментарии к моим записям