Вот задумайтесь, когда у вас сразу получалось всё с первого раза? А системным инженерам надо сделать так, чтобы ракета сразу полетела и вернулась, самолет взлетел, пролетел и долетел, и еще много раз повторил без аварий, хирург провел операцию и пациент выздоровел без осложнений и список можно продолжить. Это конечно важно не только в тех системах, где высокие требования к безопасности, к безаварийности. Если взять мою работу «нефтянку» - то тут тоже много требований и в плане безопасности в том числе. Многочисленные ошибки при мероприятиях на скважине приносят убытки компании – расходы есть, а дополнительной нефти, доходов нет.
Что же надо, чтобы удавалось запустить систему, сделать конструкцию, провести операцию с первого раза правильно?
Тут 2 ключевых тренда:
- чаще проверять модель инкремента.
- поменьше людей в сборке готового изделия – по сути автоматизировать, роботизировать.
Что можно сделать на моей работе?
Вот одна из последних ситуаций - неудачное проведение операции закачки некоторого состава в скважину для получения дополнительной добычи нефти. Без подробностей попробую описать принцип операции – закачивается некоторый состав в нефтяную скважину, затем закачивают специальную кислоту и первый состав начинает реагировать – повышается давление, температура. За счет повышенного давления и температуры улучшается приток нефти из скважины. Так вот – при проведении закачки состав начал реагировать преждевременно – не в нефтяном пласте, как должен был, а уже в трубах. При расследовании оказалось привезли «плохие» реагенты. А реагенты замешивались в специальном цеху и людьми. И контроля привезенного состава на самой скважине должным образом не провели – то есть человеческий фактор.
Что можно было сделать – замешивать составы с помощью роботизированных систем, как-то автоматизировать контроль составов уже на скважине (например, мобильные автоматизированные мини-лаборатории) – потому что мало замешать составы в цеху, надо еще проконтролировать сами бочки, в которых будут везти составы (надо их очищать хорошо перед заполнением), потом проконтролировать что привезли - по пути вдруг что-то случиться (замерзнут составы и их свойства поменяются). Саму закачку тоже желательно автоматизировать – чтобы вдруг что-то не так пойдет, автоматика все отключила. Тут надо подумать - а насколько будет конечное удорожание самой операции (тут исходя из количества таких ошибок, из общего планируемого количества обработок посчитать экономику и т.д.)? А стоит ли всё роботизировать?
Успешность в других областях говорит – стоит. Человек всё не сможет проконтролировать, а машина сможет. Тут вопрос как организовать такое изменение в компании? На такие вопросы может ответит системный инженер.
Продолжаю изучать курс «Системная инженерия» и этот пост из рубрики #системныйинженер
Буду рад комментариям и советам как изменить нефтяную компанию к лучшему!
Предыдущие посты из рубрики:
1. Заглянул, а там системные инженеры до самого верха
2. Системный инженер в нефтянке
3. Системный инженер — эволюционер
4. Системный инженер «видит» сквозь стены
5. Тренды в инженерии и мои проекты