Это реальная история из жизни, когда я на своей шкуре убедился - побеждает не сильнейший, а системный.
В 2019 году я загорелся желанием открыть своё кафе. Тогда у меня уже был опыт запуска точек кофе с собой - мобильные велокофейни (на рис.1). Проект даже обрел некоторую известность по Татарстану. Как-то раз я угощал Президента РТ Минниханова Р.Н.
На базе грузовых трехколесных велосипедов была установлена барная стойка с возможностью установить кофемашину и другое оборудование.
На одном велокафе у меня стояла газово-электрическая кофемашина, кофемолка. Был аккумулятор, газовый баллон. С этим велокафе я участвовал на всех городских мероприятиях, обо мне и кафе писали в местных СМИ. Чуть отвлёкся, но хотел показать - что не с бухты-барахты пришла идея о своем кафе, был некоторый опыт и понимание ведения бизнеса. Однако в голове была мысль - главное надо делать супер качественный продукт, то есть стать сильнее конкурентов по продукту и считай победил! Что из этого получилось читайте дальше.
В августе 2019 я начал искать вариант размещения велокафе в здании - то есть сделать из мобильной стационарную точку кофе с собой. Город Альметьевск небольшой, поэтому нормальное место не нашёл, уже подумывал прикрыть до сезона, но продолжал мониторить авито на предмет подходящего помещения. Тут случайно увидел продающееся здание под кафе за 8 млн. Тогда покупку здания не рассматривал, но решил "а что если договориться об аренде? " и позвонил. И тут оказалось, что с владельцем мы знакомы и он разрешил арендовать, ещё предложил аренду списывать в зачёт покупки, и дал арендные каникулы на ремонт! Решил не упускать такую возможность.
Далее был период активной подготовки к запуску - ремонт, выбор и закупка мебели, оборудования, найм персонала. Отказались от идеи размещения велосипеда внутри помещения, просто с нуля решили делать новый бренд кафе "В облаках".
Многие вопросы изучал на ходу, опыта от работы точек кофе с собой было мало, вернее он не совсем подходил для нового проекта. Полноценное кафе требует намного больше знаний и умений. Но справился. Тем более работал и организовывал не один - с самого начала была команда: я и супруга. Я занимался поиском средств, ремонтом, организацией закупок, поиском сотрудников, она дизайном интерьера, выбором концепции кухни, меню кафе, интервьюированием персонала, обучением сервису. После найма шеф-повара - команда ещё усилилась - закрылись многие вопросы по кухне (какое оборудование купить, где найти поставщиков, как организовать "завод" по изготовлению еды).
Надо отметить, что шеф-повар оказался грамотным и его блюда показались нам очень вкусными - намного вкуснее, чем в других заведениях города. На это сделали ставку - решили закупать самые качественные продукты и часто дорогие. Не экономили на этом.
Опущу остальные подробности. 15 декабря 2019 г мы запустились и уже через полтора месяца нас чуть не разорвал поток посетителей! Казалось это успех.. Все называли наши блюда лучшими в городе, бургеры и пиццу приезжали попробовать из соседних городов, места были бронировали на несколько недель вперёд.
Но тут вмешалась пандемия.. Сначала всех полностью закрыли. Мы попробовали перестроиться на доставку сразу, но в течение недели практически не было заказов - сейчас понимаю, что мало времени для перестройки всей системы, да и ковид сильно путал планы, был страх неизвестности. Пришлось вообще закрыться. Через месяц все-таки предприняли очередную попытку перехода на 100% доставку и почти через месяц вышли на допандемийные продажи. Через 3 месяца ослабили ковидные ограничения и мы снова открыли двери для посетителей.
Вернёмся к теме - почему же все-таки побеждает системный?
Надо сказать, что многие вещи у нас в кафе были "на коленках". Не было системности, вначале думали вот запустимся, потом будем дорабатывать, но "оперативка", различные ковидные вызовы поглотила рвение, ресурсы. Не удалось до конца выстроить систему, многое не знал как организовать (отставала менеджерская роль, не было ролевого мастерства - часто не отделял себя и других от ролей и были конфликты на этой почве).
И как итог груз проблем, нехватка финансов, неправильное распределение ресурсов, ошибки управления персоналом - стали настолько сильными, что уже влияли на здоровье, отношения в семье. В конце 2020 пошло снижение продаж, "подушки" не было, ресурсов как денежных, так и ментальных не осталось, чтобы преодолеть эти трудности. Решили продать бизнес.
Уже после начал понимать - у конкурентов хоть и менее вкусная кухня (не такой сильный повар), но за счёт выстроенной системы они давно работают и остаются "на плаву", нормально справляются с ковидными ограничениями, другими проблемами.
Как это не печально признавать, но у меня не получилось найти инвесторов (да и не знал как это всё сделать и организовать). Многие моменты сейчас переосмысливаю и понимаю где допускал ошибки, как можно было избежать. Сейчас на пути постановки системного мышления, получения менеджерских компетенций (низкий уровень знаний был). Далее уже если буду запускать ресторан/кафе, подойду системно ко всем вопросам.
Ведь побеждает реально системный.