Всем привет. У меня приключилась такая история. На работе хотел в одном небольшом издании ознакомительную статью о системном подходе выложить. Но ее забраковали, сказали "ничего не понятно".
Было ограничение по объему текста, поэтому конечно всё-всё сюда вставить я не мог. И идея была не именно знакомить полновесно с темой, а дать затравку, чтобы прочитавший сам потом посмотрел материалы по ссылкам.
И еще я хотел раскрыть немного о том, что это не легкая прогулка изучать системный подход, и о том, на что на самом деле придется замахиваться, если намереваться его освоить. Плюс кратко представил свои предложения о том, как можно было бы начать в организации применять практики системного подхода.
В тексте вы встретите много знакомых кусков из разных материалов ШСМ. У меня к вам такой запрос: - прошу вас покритиковать статью (если есть время). Что в ней понравилось, что лишнее, что возможно упущено, что-то возможно стоило развернуть больше.
На основе ваших комментариев и замечаний я статью скорректирую и выложу сюда снова. И если вам это будет полезным, буду рад, если вы примените ее и в своих целях для своих специалистов на своей работе. Хочу получить что-то емкое, цепляющее и ясное.
То, что у меня не вышло ее представить специалистам на работе - это не беда. Я нашел уже другие способы. Но статью хочется довести до ума. Потому что есть еще много интересных групп ученых и специалистов по разным направлениям, кому я хотел бы ее дать, так сказать, в рабочем порядке ознакомиться. Потому что дать ссылку на сайт - это практически не работает. Пробовал не раз. Типа "очень интересно, но ничего не понятно".
Мне думается, что в России системный подход востребован как никогда и для науки, и для системы образования (хотя бы частной ее формы), и всех видов производств, и медицины и т.д. Стоит только грамотным специалистам зацепиться за тему, загореться ей, они не преминут этим воспользоваться, - со всеми вытекающими позитивными будущими последствиями для развития разных отраслей страны.
Вот сама статья (длинная, конечно, это не короткий пост).
О системном подходе в менеджменте и инженерии
1. Введение
В крупных организациях требуется реализация сложных задач с минимизацией затрат на ресурсы. Для реализации данной цели необходимо повышать уровень компетенции сотрудников с учетом современных реалий научного и технического прогресса.
Системный подход разработан для так называемой борьбы со сложностью на проектах.
Это краткое знакомство с системным подходом в менеджменте и инженерии, и с его применением. Будут представлены научные основы системного подхода и краткое описание некоторых практик.
Будет описано, как осваивается системный подход, что включают обучающие курсы и предложения о внедрении.
2. Системный подход
В первую очередь, это не просто авторская дисциплина. Системный подход основан на наборе стандартов и публичных документов по инженерии и архитектуре предприятия.
Вот неполный перечень стандартов, на основе которых можно освоить данный подход:
ISO/IEC/IEEE 15288:2015(E), ISO/IEC/IEEE 42010:2011, OMG Essence, IEC 81346-1:2009, ISO 15926-2:2003, OpenGroup ArchiMate 3.0 Specification, BKCASE 2014, IEC 61355-1:2008, ISO/IEC/IEEE 12207:2008, ISO/IEC 24744, OMG BMM:2014, OMG SBVR:2013, OMG SPEM 2.0:2008, OMG SysML:2012, SEH:2014 INCOSE Systems Engineering Handbook.
Однако есть сложность в обучении на основе данных стандартов в связи с тем, что термины в указанных источниках не приведены к единым определениям, они не согласованы. Кроме того, трансдисциплины (более фундаментальные) прогрессируют быстрее прикладных дисциплин. Поэтому представления о системном подходе даже двухлетней давности в настоящий момент уже не актуальны.
В настоящее время на основе вышеперечисленных стандартов и свежих трудов лучших мировых экспертов в России в московской школе системного менеджмента разработаны и каждый год актуализируются специальные курсы: Онтологика и коммуникации, Системное практическое мышление, Методология, Системный менеджмент и Системная инженерия. Это трансдисциплины системного подхода.
2.1 Мировая практика применения системного подхода
Рассмотрим среднюю статистику затрат и экономического эффекта от применения системного подхода на разных проектах.
Для малых проектов на системную инженерию обычно планируют 5% бюджета проекта, что предотвращает возможный рост затрат на проекте на 18%.
Для средних проектов на системную инженерию обычно включают 20% усилий всего проекта, - если в это не вкладывать, то возможный рост затрат проекта составит примерно 38%.
Для крупных и очень крупных проектов оптимальные затраты на системную инженерию составляют 33% и 37% соответственно, что предотвращает рост затрат проекта на переделки плохо продуманного на 63% и 92% соответственно. Данные из источника [1].
В таблице 1 представлены данные международного совета по системной инженерии (International Council on Systems Engineering) INCOSE по стоимости исправления ошибок в зависимости от стадии жизненного цикла.
Таблица 1 - Стоимость исправления ошибок в зависимости от стадии жизненного цикла.
Стадия обнаружения ошибки | Стоимость исправления |
Требования | x1 (единица отсчета) |
Проектирование | x5 |
Строительство | x12 |
Проверки | х40 |
Эксплуатация | х250 |
INCOSE – это профессиональное сообщество, некоммерческая организация, ставящая своей целью развитие системной инженерии, разработку стандартов для неё и профессиональный рост системных инженеров.
INCOSE насчитывает 19 000 членов на 2022г.
2.2 Проблемы при реализации крупных проектов
1. На сложных крупных проектах в общую коммуникацию объединяется много специалистов из разных прикладных дисциплин. Они говорят на разных языках, используя схожие или такие же термины, вкладывая в них разные смыслы. Из-за этого им сложно понять друг друга. Также «инженерный» и «менеджерский» языки отличаются.
2. Одновременно с этим, специалисты редко рассматривают работу, исходя из своих разных ролей на проектах, и не учитывают предметы интересов, намерения и предпочтения других ролей. Не развивается компетенция ролевое мастерство (подробнее об этом будет далее).
3. В различной проектной документации описания, составляемые специалистами, часто не являются достаточно точным модельным представлением. Это приводит к ошибочным интерпретациям с вытекающими отсюда негативными последствиями.
4. На сложных крупных проектах нелегко в большом информационном потоке вычленять реально важные сущности (объекты внимания), от состояния которых действительно зависит продвижение реализации проекта. Но этому можно научиться.
5. У многих специалистов отсутствует интерес к «надсистемам» с их потребностями, нет ясности о том, что является «целевой системой» на проекте, и чем это отличается от «нашей системы» (говоря терминами системного подхода).
2.3 Почему системный подход не столь популярен
Для получения ответа предлагается рассмотреть жизненный цикл компетенции человека.
Жизненный цикл компетенции
Жизненный цикл компетенции человека описывает любое осознанное обучение через 4 стадии:
1. Неосознанная некомпетентность. Чтобы начать чему-то учиться необходимо сначала узнать о существовании этого. Многие работники предприятий не догадываются о существовании «системных практик» и «трансдисциплин», они просто «работу работают». Чтобы перейти от неосознанной некомпетентности к следующей стадии осознанной некомпетентности следует узнать о существовании какого-то знания (теории) или технологии, то есть того, чему можно научиться.
На Рисунке 1 представлен Цикл развития компетентности.
Рисунок 1 - Цикл развития компетентности
2. Осознанная некомпетентность. Когда человек узнает о существовании теории (знания, дисциплины) или технологии, то может осознать, что он не имеет компетентности в данной сфере деятельности, и тем более не знает, как пользоваться технологиями. Чтобы начать учиться чему-то или исследовать неизведанное, необходимо встать в роль ученика и разобраться с понятиями, и принципами теории.
3. Осознанная компетентность. Разбираясь в теории (дисциплина и модели), человек получает профессиональные знания и учится, применяя новые практики. Чтобы перейти на следующий уровень мастерства, необходимо время на тренировку или, так называемый, «налет часов».
4. Неосознанная компетентность. На данной стадии человек инвестирует время в беглость мышления. Постоянно находиться в осознанной компетентности довольно энергозатратное занятие. Поэтому мастерство нужно будет довести до автоматизма.
Мастерством считается именно неосознанная компетентность. К этому этапу необходимо стремиться в любой деятельности, которой решено заняться по серьезному. Особенно, в прикладных практиках.
Перемещение к осознанной некомпетентности
Учебники прикладных дисциплин невозможно применить буквально, т.к. в жизни происходят обстоятельства, которые в них не описаны. В описании задачи по физике будет: «брошенное тело летит по параболе …», на самом деле лететь может только конкретный объект.
Именно фундаментальный подход к способу мышления позволяет разбираться со сложными задачами, особенно с такими, которые нужно делать первый раз. Уровень интеллекта можно оценить, как способность человека решать сложные задачи, которые раньше не встречались.
Рассмотрим место системного мышления среди других мышлений.
Специалист, который пользуется системным подходом, не игнорирует учебники по прикладным дисциплинам. Наоборот, он быстро выбирает необходимый учебник, разбирается в его содержании, и, учитывая особенности своей задачи, задействует все другие прикладные дисциплины в сложном командном проекте. Системное мышление помогает прикладному мышлению, а не заменяет его.
Но сразу освоить прикладное мышление, например, инженерию требований, и применять его для разных деятельностей в сложных проектах, в которых задействованы сотни людей, не удаётся. Прикладное знание должно опираться на фундаментальное знание.
Без фундаментального образования хорошо применить прикладной метод не получается. Оказалось, что для применения прикладных методов в жизни (а не в учебных задачах) эффективнее использовать именно фундаментальные знания, когда на стыках любых прикладных знаний встречаются ситуации, не описанные ни в одном учебнике. Одновременно с этим, если удается сделать какие-то предположения о структуре задачи и её предметной области, то удается кратно снизить объем вычислений.
Знания о структуре мира и способность формулировать задачи связаны с приобретённым интеллектом, который позволяет решать задачи в разы быстрее, чем это способен сделать интеллект, не обученный структуре окружающего мира. Новое мастерство человек осваивает через знания о структуре мира и о структуре задач, а также через знания о том, какие нужно применить инструменты.
То есть, мастерство нарабатывается через «облагороженную образованием смекалку», а не через «природную смекалку».
Умение и навык - это элементы владения какой-то прикладной дисциплиной, а интеллект - это мастерство владения фундаментальной дисциплиной - трансдисциплиной, которая работает с объектами прикладных дисциплин.
Трансдисциплины / фундаментальные дисциплины - это и есть сведения о структуре мира. Они удобны для скоростного мышления о мире, для удержания внимания рассуждений / мышления на важном, для сохранения ресурса мозга от разбазаривания на мышлении о неважном.
Интеллект-стек и трансдисциплины
Существует целый стек / ряд поддерживающих друг друга фундаментальных дисциплин / трансдисциплин. В Школе системного менеджмента [2] это называют интеллект-стек.
Ниже приведено краткое описание фундаментальных дисциплин интеллект-стека в обратном порядке, снизу-вверх, чтобы было понятней, как одни дисциплины пользуются в своих объяснениях понятиями, уже введёнными другими дисциплинами:
Понятизация учит выделять фигуры из фона и делать их предметами рассмотрения.
Собранность учит удерживать во внимании «объекты», которые уже обсуждены в понятизации и даёт понятие о сознании.
Семантика учит отделять физические объекты от математических/абстрактных/ментальных/идеальных, тем самым разделяя объекты и их более и менее формальные описания. Но эти объекты уже могут быть удержаны во внимании.
Математика учит тому, какие бывают абстрактные объекты и их отношения, какое поведение абстрактных объектов. Но семантика уже сказала про их существование.
Физика учит поведению физических объектов, которые представлены математическими объектами. Семантика уже рассказала о том, что физические объекты представляются в мышлении ментальными/математическим объектами. Но в том числе в физике затрагивается вопросы физико-математической теории информации: как именно математические объекты представляются в физическом мире («математик и астрофизик — физические объекты»). Именно в физике вводятся понятия системы и многие другие понятия системного подхода.
Теория понятий учит машинке типов: что все объекты в каком-то смысле подобны друг другу, и это описывается типами. Об объектах можно судить по их отношениям друг с другом. Примеры часто встречающихся типов отношений — это классификация, специализация, композиция. Физика (и в ней теория информации) при этом уже сказала, как все эти описания представлены в физическом мире на носителях информации.
Онтология учит отвечать на вопрос, каким способом многоуровнево описывать/моделировать мир: как определять важное и неважное (моделирование), как использовать модели для ответа на вопросы (интерпретации). Можно разобраться с мета-моделированием (описания как абстракции получаются не произвольно, но абстрагирование управляется абстракцией более высокого уровня). Модели задействуют понятия (используем теорию понятий) и выражают свойства физического мира. А ещё модели используются для проведения по ним рассуждений, т.е. используются для предсказаний, и уже можно заниматься рассуждениями и объяснениями.
Алгоритмика — это естественная наука, которая обсуждает способы проведения рассуждений с информационными моделями (то есть способы вычислений), которые нам уже известны из онтологии. Эти рассуждения/вычисления идут с объектами в разных по физической природе универсальных вычислителях (мозг, электронный компьютер, квантовый компьютер, оптический компьютер).
Логика говорит, какие есть способы рассуждений над моделями, чтобы результаты рассуждений (модели) при правильных посылках и правильных правилах рассуждений как-то соответствовали реальному миру. Онтология для этого уже рассказала про то, как нарезать мир на объекты, описав эту нарезку какими-то моделями, так что рассуждения работают с моделями, а «работают» — это идут вычисления, об этом известно из алгоритмики.
Рациональность как практика говорит о том, что рассуждения по моделям нужны для действий, улучшающих мир. Поэтому нужны рассуждения по связи причин и следствий в конкретной ситуации, а для этого нужно с одной стороны добыть информацию о мире, для чего нужно определить, на что смотреть, потом посмотреть, потом принять решение о действии, в том числе о таком действии, посмотреть ли на что ещё, или деятелю/актёру уже можно принимать решение о действии по изменению мира в условиях неопределённости («на вас напал тигр: собирать дополнительную информацию и наблюдать, бежать или нападать, или есть какие-то другие опции — придумать и реализовать их?! У вас примерно три секунды на все размышления»). Теория решений будет ядром рациональности.
Исследования как практика (практика теории познания/эпистемологии при помощи рациональности как «научного мышления» в отличие от художественного и религиозного иррационального познания мира) говорит о том, каким образом получать полезные теории/дисциплины/объяснения. Как делать догадки о хорошей объяснительной (причинной) предсказывающей / порождающей модели / теории, а затем, как критиковать эту догадку на предмет непротиворечивых результатов рассуждений по этой модели и на предмет лучшего соответствия предсказаний этой модели с результатами эксперимента. Все нужные понятия для описания исследований уже известны из онтологии, алгоритмики, логики, рациональности.
Эстетика даёт критерии красоты (в исследованиях принято говорить об элегантности) в результатах мышления и прикладного труда. Эстетика рассказывает, какой отклик вызывает наше поведение не столько в окружающем мире, сколько в самих агентах (и не факт, что современная эстетика обсуждает, например, эмоциональное воздействие каких-то продуктов труда и описаний только на агентов-людей. Нет, современная эстетика рассматривает и людей, и агентов с искусственным интеллектом, и искусственную жизнь).
Этика говорит нам о том, чего нужно добиваться в жизни: какие цели приемлемо ставить агенту и какими средствами добиваться реализации этих целей. Должны ли люди умирать, или лучше бы их сделать бессмертными? Нормально, если люди меняют своё мировоззрение и убегают в другие общества, а их исходное общество тем самым умирает? Что лучше: убить и сжечь группу из заражённых смертельным вирусом людей и тем самым спасти человечество, или не убивать — и чёрт с ним, с человечеством? Для этических рассуждений этого уже нужно владеть пониманием, что такое рациональность и как устроены исследования.
Риторика говорит о том, как убедить какого-то человека совершить какие-то действия, или наоборот — убедить его не действовать. Начинаем с того, что вы должны иметь какую-то рациональную модель ситуации (полученную вами в ходе исследований) и вы имеете агента, которому вы объясняете вашу модель ситуации и пытаетесь его уговорить использовать эту модель для достижения каких-то ваших целей. Но этика вам уже известна, вы не подбиваете агентов (животных, людей, роботов) на что-то плохое.
Методология рассказывает о труде/человеческой деятельности, в которой люди организовываются в команду, занимают в ней какие-то роли, выполняют работы по каким-то практикам и тем самым добиваются своих целей. Риторика позволяет понять, как они договариваются.
Инженерия (системная инженерия, труд) описывает самые общие способы создания новых и изменения старых систем так, чтобы мир изменился к лучшему. В фундаментальные дисциплины входит только самое общее рассмотрение труда, используемое на всех уровнях организации систем. А дальше уже в прикладных практиках инженерия будет конкретизироваться для систем разных масштабов и разных их видов на каждом масштабе. Для рассуждений об инженерии (трудовых практиках) задействуются все предыдущие уровни интеллект-стека (особенно если учесть, что в качестве агентов действуют люди, люди и компьютеры, иногда люди с живыми существами, и даже уже иногда сами компьютеры).
Каждая мыслительная практика, основанная на фундаментальной / безмасштабной дисциплине / трансдисциплине помогает разобраться со следующей мыслительной практикой в стеке. Хотя это утверждение довольно условно: все эти фундаментальные дисциплины тесно переплетены друг с другом, такой порядок выбран главным образом в методических целях: для облегчения объяснений. На вершине стека методологических дисциплин происходит тот самый «транс» переход к прикладным инженерным практикам: фундаментальные практики всего интеллект-стека помогают в мышлении и действии прикладным инженерным практикам изменения мира.
«Практическое системное мышление» можно понимать, как мыслительные приёмы, набранные из нескольких практик интеллект-стека вокруг понятий системного подхода: «система», «системный уровень», «эмерджентность», «неустроенность» и т.д.
Системная инженерия - это инженерия, описания практик которой основаны на системном мышлении.
2.4 Краткие описания некоторых полезных практик из системного подхода
Ролевое мастерство
Представим совещание междисциплинарной рабочей группы по какому-то проекту. Каждый представитель играет одну или несколько ролей в проекте и является работником какого-то структурного подразделения Компании. У каждой роли свои интересы, намерения и предпочтения. Каждая роль применяет определенные термины, принятые в конкретной дисциплине, с которой связаны применяемые этой ролью в работе практики. Каждая роль, применяя свои практики, получает свои результаты труда (рабочие продукты на языке системного подхода).
Всю эту информацию имеет смысл заранее выяснить, чтобы всех понимать на совещаниях. И, конечно, важно осознавать и свои роли, с их интересами, намерениями и предпочтениями.
Иногда одним человеком могу исполняться две роли, которые имеют противоположные предпочтения/интересы по какой-то важной характеристике системы или проекта. Такая ситуация называется «конфликт интересов», и это очень частая ситуация.
Вспомним о поговорке «пусти козла капусту охранять». Сам козёл считает, что он сбалансировано соблюдёт предпочтения по поеданию капусты и по охране капусты от этого поедания. Люди со стороны будут другого мнения. Конфликт интересов изнутри головы носителя этого конфликта плохо заметен, но хорошо заметен обычно другими участниками проекта. Себе же человек с конфликтом интересов кажется экспертом, глубоко знакомым с разными своими ролями, и поэтому принимающим «взвешенные решения». Но нет, эти решения для других участников ситуации не кажутся «взвешенными».
Зная язык той или иной роли, можно вовремя заметить, когда участник совещания переключился в другую свою роль и говорит уже из нее на другом языке. Тогда удастся продолжить адекватный диалог на верном языке, с одинаковым смыслом терминов.
Также в роли можно научиться осознанно входить и выходить из них, или отслеживать выпадение из роли.
И это неполное описание практик ролевого мастерства.
Формирование базы понятий и практик
Эффективно формировать личную базу знаний, которая включает базу понятий и практик всех исполняемых собой ролей на разных проектах в разных рабочих группах.
Сегодня такие базы формируют в приложении coda.io, которое является универсальным конструктором. Это приложение имеет массу нестандартного функционала работы с таблицами. Например, можно формировать связи через ссылки между понятиями прямо в ячейках таблиц с их определениями, которые включают другие понятия базы. Сами таблицы можно по нажатию кнопки преобразовать в разные форматы представления.
Специальная практика создания личной базы знаний дает положительный эффект глубокого погружения с озарениями не только в давно известной специалисту сфере, но и в новой изучаемой дисциплине. При этом новые понятия и практики пополнят базу знаний с новыми взаимосвязями.
Приложение также широко используется для эффективной организации командной работы, повышая компетенцию собранности команды.
Собранность личная и командная
Решение любых задач зависит от уровня мастерства собранности личности и команды. Современные практики собранности также серьезно обновились. Некоторые организации специально развивают компетенцию собранности личной и командной (руководитель и его оргзвено).
Перечислим практики дисциплины Собранность: Формирование командного и личного экзокортекса. Учет эффективной мощности. Формирование личной базы знаний, включающей понятия и практики. Практика подавления мультитаскинга / мультизадачности. Осознанное управление временем и вниманием. Понятийное наведение на объекты внимания. Практики создания и применения Чек-Листов. Практики Tame Flow [4], основанные на самых новых выкладках из уже не новой теории ограничений Голдратта [5].
В современном мире внимание и время – это главные ресурсы, за которыми идет охота. Критично важно научиться этим управлять, то есть наработать навыки управления собственным вниманием, на что его обращать, а на что не обращать.
На рабочих проектах нужно уметь обращать внимание на действительно ключевые объекты, и не останавливаться на второстепенных, от которых мало что зависит и которые тратят ресурсы впустую.
Для этого нужно знать в принципе о существующих разных типах ключевых объектов внимания. О них рассказывает теория системного подхода. А соотношение типов этих объектов с реальными объектами физического мира – это отдельная достаточно сложная контринтуитивная практика. Это практика курса Онтологика и коммуникации.
То есть своё внимание и время сначала инвестируется в обучение, в наработку мастерства в новых практиках, и это позволяет в будущем решать сложные новые прикладные задачи с меньшими затратами ресурсов в сравнении с текущей ситуацией.
Далее, необходимо будет распространить это мастерство на командный уровень в оргзвене своего структурного подразделения.
3. Сложность освоения системного подхода
Обучение системному подходу с изучением трансдисциплин – это игра в долгую, - не менее двух лет. И нет «царского пути» для ускорения обучения.
Для освоения системного подхода недостаточно изучить теорию и выполнить все учебные задачки. Если не будет сразу практики внедрения на реальных рабочих проектах, то ничему научится не получится. Не будет изменений в своих практиках, они не будут обновлены и улучшены.
Ментальный образ того, что учащийся узнал или понял, будет сильно отличаться от того реального, что он обнаружит, когда непосредственно применит новые практики.
Практически, не имеет значения существующий опыт обучающегося, - не удастся адекватно освоить сразу курс «Системный менеджмент», пока не будут пройдены предыдущие курсы.
Любой уровень собственной компетенции или интеллекта, какой бы он ни был, при изучении системного подхода сталкивается с практически «зубодробильной» наукой.
Дело в том, что большинство людей не привыкло так мыслить. Их способ мышления отличается от системного мышления. Хотя онтология и логика достаточно известные дисциплины, но на сегодня они сильно обновились, и учебники по ним 10-летней давности не актуальны.
Поэтому изучение современного курса «Онтологика и Коммуникация» можно сравнить с изучением первый раз высшей математики.
3.1 Почему Онтологика объединена с Коммуникацией?
Дело в том, что после начала правильного применения слов, после того, как уже заработает так называемая «машинка типов», - неизбежно возникнут проблемы с коммуникацией. Появится опыт создания действительно правильных описаний, наработается навык оценивать чужие описания, находить там ошибки и знать, как их исправить. И без умения коммуницировать об этом не получится. Критика неприятна и людям сложно признавать свои ошибки. На этом фоне нередко возникают конфликты.
А не замечать онтологические ошибки уже не получится. «Машинка типов» будет теперь всегда работать. Нужны будут практики бесконфликтной коммуникации.
3.2 Необходимые ресурсы на обучение
Для освоения онлайн-курса «Онтологика и Коммуникация», потребуется минимум три месяца по 1,5 - 2 часа в день с учетом чтения дополнительной литературы. При этом, одно дело, выделить 1,5 часа в день в течение первой недели, и совсем другое - продолжить в таком же ритме все три месяца.
Курс содержит непростые практические задачи, на разбор которых понадобится не меньше времени, чем на изучение самих лекций.
Отсюда вытекает необходимость наработать современные практики в отдельной дисциплине - Собранность. И такой спец курс специально разработан в Школе системного менеджмента [2].
На его основе удается «встать на рельсы» личной учебной траектории для повышения профессиональных компетенций с наработкой мастерства собранности на рабочих проектах.
С другими курсами школы картина такая же. Кульминационное освоение курса «Системный менеджмент» потребует больше ресурсов и собранности. Его очно проводит научный руководитель школы.
3.3 Будущие предпочтения и текущие неудовлетворённости
Человек постоянно принимает решение: посвятить время и другие ресурсы настоящему или будущему. Обычно человек менее склонен тратить время, ресурсы и силы, чтобы променять текущее удовольствие на сомнительные будущие преференции. А работа или обучение требуют от человека отказаться от каких-то своих предпочтений в настоящем.
Выбор между настоящим и будущим делается регулярно. В подавляющем числе случаев данное решение происходит на интуитивном уровне. Однако, в особо важных случаях такой выбор следует делать осознанно.
Чтобы предпочтения изменить в сторону будущего, нужно осознанно обратить внимание на следующие факторы:
- Нужно хорошо осознать, что будущие предпочтения намного превосходят текущие неудовлетворённости.
- Нужно ответить себе на вопросы: зачем мне это делать и какие предпочтения (неудовлетворённости) имеют для меня настолько большую полезность, что я согласен вложиться в будущее?
Мир изменился, нельзя выучиться в университете однократно на всю жизнь. Надо самостоятельно быстро доучиваться и обновлять свою прошивку интеллекта каждые 7-10 лет.
Сейчас с большой вероятностью происходит принципиальное переформатирование индустриального общества в новый цифровой мир.
В начале прошлого века грамота (читать, писать и считать) являлась гарантией выживания. В обозримом будущем это место может занять системный подход с его интеллект-стеком. Раньше было важно быть образованным, а теперь важно уметь учиться новому. И без фундаментальных знаний это делать сложно.
4. Содержание курсов школы системного менеджмента
С подробным описанием курсов и их содержанием можно ознакомиться на сайте Школы системного менеджмента [6]. Ниже представлена часть содержания двух курсов:
Курс «Практическое системное мышление» включает разделы:
Интеллект-стек. Предметные специализации системного мышления. Воплощение, описание и документация системы. Отношение состава. Работы и действия. Роли: Машинка типов. Ролевые объекты/роли и игра по роли/функция/назначение в окружении. Физические и функциональные объекты. Методология: агенты, намерения, стратегии, планы, роли, предметы интереса, предпочтения. Методологическое моделирование. Внешние и внутренние проектные роли. Организационные места, организации, оргзвенья. Начальники исполняют любые роли. Системное разбиение. Целевая система. Системные уровни в системной инженерии. 4D системность. Выделение вниманием системных уровней. Системы создания. Наша система. Потребности, требования, ограничения. Системы систем. Целевая система и её надсистема. Системы-продукты и сервисы систем создания. Признаки целевой системы и ее выявление. Несовпадение функционального и конструктивного разбиений системы. Создание архитектуры. Альфы и артефакты/продукты. Отличия предмета интереса от метода описания. Системное моделирование.Функциональность и мастерство владения предметной областью. Инженерия предприятия.
Требования и архитектура. Целеориентированная инженерия требований.
Курс «Системный менеджмент» включает разделы:
Связь системного менеджмента и системного мышления. Практика как объект первого класса. Связь системных уровней целевой системы и практик обеспечения. Практики системного менеджмента. Цифровая трансформация. Чек-листы в управлении жизненным циклом. Управление конфигурацией. Цифровая нить. Цифровой двойник. Операционный менеджмент. Проектное, процессное, программное управление и управление кейсами. Полномочия по распоряжению ресурсами. Управленческий учёт и контроллинг. Архитектура и инженерия предприятия. Модульность предприятия. Архитектурные методологии. Организационные изменения. Ритмичность в оргработе.
5. Предложение по внедрению на предприятии
Получаемое конкурентное преимущество способно сделать в ближайшие годы системный подход неотъемлемой частью крупного бизнеса.
Но проблема в том, что системный подход осваивается медленно и не легко принять решение в это погрузиться, так как это достаточно ресурсно-затратное мероприятие.
Предлагается проводить практические занятия по рабочим задачам для тех, кто начнет обучение на курсах в школе ШСМ.
Это позволит сформировать базу применения практик системного подхода в прикладных дисциплинах, которые используются в организации при реализации проектов, с последующей разработкой процедур для тиражирования применения новых практик на смежные подразделения организации в других дисциплинах.
Кроме того, будет прорабатываться междисциплинарное взаимодействие в группах на практике.
Ссылки
1 - Boehm B., Valerdi R., Honour E. (2007) The ROI of Systems Engineering: Some Quantitative Results for Software-Intensive Systems. Published online in Wiley InterScience (www.interscience.wiley.com).
2 - Школа системного менеджмента - АНО «НИСИПП», г.Москва.
3 - Левенчук А. (2022) Практическое Системное Мышление. Учебник.
4 - Tendon S. (2022) The Book of TameFlow. Theory of Constraints Applied to Knowledge-Work Management.
5 - Голдратт Э., Кокс Д. (2018) 2 книги: «Цель. Процесс непрерывного совершенствования» и «Цель-2. Дело не в везении».
6 - Вебсайт школы: https://system-school.ru/