Творческие люди Тоже хотят системно мыслить

Творческие люди пользуются навыками системного мышления. Я, например. Хотят не люблю само выражение «творческий человек», так что мой заголовок - ироничен.

Сразу скажу, что все описанное ниже - первая попытка применить системный подход к созданию творческого продукта с этим человеком (моей коллегой).

Самого продукта ещё нет, он в процессе создания, но есть описанная система, есть уже готовые части этого продукта.

И да, надо упомянуть, что я танцовщица и хореограф и создавала вместе с такой же танцовщицей, у которой не было знакомства с системным мышлением.

То есть у меня перво-наперво стояла задача познакомить коллегу с подходом, за короткий срок (получилось за полдня) организовать процесс нашей совместной работы так, чтобы получилось организовать командную Собранность.

Итак, мы начали:

  • выяснили, что мы являемся Агентами, которые будут менять среду (это начался процесс создания общей понятийной базы, с помощью которой мы договариваемся, чтобы в обсуждении иметь ввиду одно и то же и сократить время работ)
  • определили Среду (оказалось, это эмоциональный фон зрителя, в который мы хотим внести изменения)
  • определились, каким способом (этот способ - создание образов движением, а образы и должны как раз воздействовать на Среду, создавая там позитивные изменения)
  • заполнили таблицу неудовлетворённостей (выяснили, что мучает нашу душу, чего не хватает, затем описали проблему в виде противоречий, затем выбрали целевую систему и описали, частью какой системы это является)

Здесь будет пояснение. Заполнив таблицу неудовлетворённости, мы ощутили неудовлетворённость! Осталось такое ощущение, что на бумаге (в экзокортексе ) написано одно, а мозг что-то ещё там подразумевает, но как-то подсознательно, непроявленно.

Стали выгружать дефолт систему в виде фактов. Взяли большой ватманский лист и в центре написали свою идею (неудовлетворенность в виде утверждения, например «Хочу быть понятой»), а вокруг писали все, что приходит в голову относительно этой идеи. Это было сделано в том числе для того, чтобы обнаружить те противоречия, которые в голове уже есть. И удалось обнаружить массу интересного! Например, при горячем желании быть услышанной, понятой (в роли Исполнителя, танцора), я при этом люблю сложность и выбираю сложные приемы, потому что, оказывается, считаю сложность признаком мастерства, а для меня важно продемонстрировать своё мастерство как Исполнителя и про задачу быть понятой речь не идёт. Но неудовлетворенность именно такая.

Тут же возникла потребность описать роли. Неудовлетворенность у Заказчика, приемы у Исполнителя - вот и путаница в этом месте. Всегда была, оказывается.

Дальше взяли чек-лист, который Анна Лубенченко предложила на курсе Собранности:

  • Прагматическая цель - вызвать радость у зрителя, а вернее, набор ощущений, которые складываются в радость
  • Контекст - современный физический театр, современный танец
  • Почему заинтересовало именно сейчас - необходимо снизить высокий уровень тревожности и накопилось желание высказываться, используя накопившийся материал
  • Временной масштаб - 3 месяца
  • Желаемый итоговый результат - выступать для зрителя с этим творческим продуктом
  • Роль - Заказчик и Исполнитель, Хореограф
  • Поразмышлять над объектами - ментальные состояния (своё и зрителя), системное описание, приемы и инструменты танцевального мастерства для создания образов
  • Мета-модели - вот здесь затык, надо разбираться

Дальше системное описание, краткое, но полезное, потому что сразу создаём объекты для деятельностного внимания, на которые это внимание и будем наводить (уже навели и получили в виде результатов в виде отснятого на виде первого материала).

Начали с Надсистемы (для чего делаем-то?)

И вот, честное слово, это ж неочевидно было раньше! Вот как было раньше : соберёмся, че-нить придумаем, а там как пойдёт. И придумывать будем как пойдет. И идеи вроде сыпятся щедро из головы, но на языке выглядят на набор общих описаний или уже готовых движений. А сказать, для чего вообще собрались и делаем, получалось в стиле «чтобы сделать этот мир лучше своим замечательным танцем!» или (кто поскромнее) «чтобы танцевать, отпустить себя, а что увидит зритель - это его выбор»

Здесь, кстати, множество противоречий. У моей коллеги возникло сопротивление (ненадолго, мы разобрались с этим, как с противоречием). С одной стороны, мы действительно не знаем, что возникнет в голове у зрителя, а с другой - Тебе Экспрессия ж.

Гарантий нет, но можно запланировать.

Сопротивление возникает, потому что кажется, что запланированные эмоции зрителя/слушателя - это ход для попсовых манипуляторов, а мы ребята тонкие, сложные, мы про душу и сложность этого мира.

Но системный подход и здесь рулит. Сделали описание и выяснили, что не манипулировать хотим и рассказать так, чтобы быть понятым (вот оно!)

Итак:

  • Надсистема - это мы вдвоем, которые танцевальным движением создаём образы, соответствующие нашей идее и вызывающие у зрителя (не менее 10 чел) ощущение радости, в такой-то день такого-то года и такое-то время
  • Целевая система - наш творческий продукт (этюд, постановка, номер)
  • Система обеспечения - музыка из музыкальной колонки, сама колонка, костюмы, зал для репетиций, телефон для съемки, сценарий в экзокортексе, список инструментов и приемов, а также образов, тоже в списке, пространство для выступления 
  • Подсистема - набор движений, из которых состоит танец в выбранном ритмическом рисунке, мы сами, Исполнители, а также снятые на видео этюды
  • Системы в окружении - коллеги, зрители (?), погода (то есть то, что погоду генерирует, атмосфера, природа), различные видео и оффлайн музыкальные и танцевальные спектакли в контексте современного танца, театра

Что ещё полезного удалось сделать...

Создать персонажей, несколько образов, инструменты, с помощью которых эти образы реализуются.

Создать этюды, отснять, отрепетировать.

Что считаю самым ценным: 

  • что удалось быстро договориться до того, чего мы хотим сделать - это здорово
  • что получилось за 5 дней перейти от слов к делу
  • что есть выгруженный в экзокортекс план работ, сценарий, списки приемов, описанные неудовлетворенности и противоречия
  • что обсуждая, мы различаем, из какой роли сейчас говорим и таким образом помогаем друг другу обсуждать содержательно 
  • что внимание стало деятельностным и мы смогли выгрузить, описать объекты этого деятельностного внимания
  • что у нас появилась возможность поменьше страдать от отсутствия вдохновения, так как всегда есть чем заняться, объекты-то определены и мы ищем между ними связь

С надсистемой таки нужно поразбираться: перформанс это вроде как темпоральная часть вас двоих, живущих в вас полных как надсистеме, или всё-таки зритель входит в надсистему и вы некоторое время взаимодействуете с ним, а сами вы двое тогда создатели перформанса, а не надсистема? Ибо у васв тексте пока системный подход первого поколения (попытка описать всё встречающееся как части иерархии систем), но там есть ещё и жизненный цикл системы (второе поколение: вводим создателей в рассмотрение) и эволюция (сам перформанс и его жизненный цикл это просто один в эволюционирующей цепочке перформансов, что-то было до него, что-то будет после него, и нужно сообразить, куда это всё вообще катится, это третье поколение системного мышления).

“Дефолт система” – это точно “система”? Это не https://en.wikipedia.org/wiki/Default_mode_network ? Нейронная сеть режима по умолчанию.

И ещё важный очень момент про ваше авторское восприятие, восприятие зрителя и пропущенную ещё пару-тройку вариантов (“объективное” содержание, восприятие критика и т.д.) см. текст ИНТЕГРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ_Ken_Wilber_из_Ока_Духа.docx — Яндекс Диск (я когда первый раз познакомился с этим текстом, ещё ничего не понимал про системное мышление – и сильно удивился, когда мне не удалось найти ответа на вопрос “а какое понимание из описанных правильное/главное”. Понял только через много лет, что нет “правильных”, а есть учитываемые – и задача хорошего мышления попробовать как-то их все согласовать. Ну, или намеренно не согласовывать, если именно в этом художественная задача, то есть не надо демонстрировать успешность как соответствие ожиданиям всех этих разных ролей – например, выдача кича и эпатаж критиков, или выдача восторга критикам и неприятие толпой с улицы!).

Интересный пост! Многие понятия ещё изучаю, но было полезно “пропитаться”, посмотреть практическое применение в мышлении других людей.
До вашего поста как-то не задумывался о применимости системного мышления в танце. Пишите ещё, прочитаю обязательно!

Вот тут много про системное мышление в танце: Системный мультиданс | VK

Так как Анатолий уже исчерпывающе прокомментировал описанные системы, хочу отметить сам факт важности этого направления, на мой взгляд. Сейчас поясню, что я имею в виду.

Сначала появился вопрос к заголовку. Системное мышление, как мне кажется, является одним из обеспечивающих элементов в творческой деятельности. То есть в заголовке эхом отдаётся некорректное стереотипное противопоставление “технарей и гуманитариев”. Скорее здесь стоит говорить о том, что “художники (artisits) тоже хотят системно мыслить”.

Тут-то мы и подходим к действительной ценности темы. Художественные направления всегда связаны с некоторым вдохновением, часто иррациональном. Так как же можно практиковать системность и рациональность в этом и что из этого извлекать? Вот на этот вопрос, как мне кажется, вы здесь и даёте начало ответа.

Надеюсь, что вы не остановитесь на этих измышлениях и продолжите разворачивать их!

Яна, спасибо за пост!
Основные комментарии дал Анатолий, хорошо бы с ними поразбираться (да, в том числе определить, какие предметы интереса каких ролей вы НЕ будете учитывать, кто НЕ ЦА. Это не менее важно, как и определение ЦА).
По поводу (мета)моделей: для начала можно взять таблицу с системными уровнями танца и подумать, какие там дисциплины есть, откуда вы будете брать (мета)модели: