- Что изучает психология?
Психология изучает поведение человека и его неудовлетворенности. - Зачем связываем психологическую и системную картины мира? Приведите пример. Каковы границы применимости психологической картины мира? А системной?
Психологическая и системная картины мира имеют различия в применении. Психология позволяет выявить неудовлетворенности и описать их, но ничего не говорит про то, как вставать в роль и какие практики применять для устранения этих неудовлетворенностей. Здесь нам на помощь приходит системное мышление - оно позволяет правильно подобрать роль под выявленную неудовлетворенность, отследить качество игры по роли, заметить всех заинтересованных лиц и создать рабочий продукт используя подходящие для этого практики. Границы применимости психологической картины мира в том, что она про "выявление" и "описание", но не про действия. А системное мышление как раз таки про действия. Когда применяется системное мышление, то подразумевается что человек уже знает зачем его применяет и разобрался со своими неудовлетворенностями. Психология помогает работать с эмоциями, мотивировать себя, применять мастерство самолидерства. Оно готовит человека к игре по роли и позволяет получить яркие потоковые переживания. - Что такое стек саморазвития? Какие мастерства туда входят? Почему мастерство собранности – ключевое?
Стек саморазвития - это практики саморазвития, объединенные в одну группу. Туда входят мастерства собранности, управления вниманием, управления временем, самолидерство, телесная осознанность, управление личными финансами, работа с эмоциями, мастерство размышления, формирование окружающей среды, стилистика (способность "вписаться" в окружение или культуру посредством внешнего вида)
Мастерство собранности является ключевым, потому что любая практика (не говоря уже о трансдисциплинах) требует усидчивости, умения собрать себя в кучку, подготовленного тела. Деятеля ничего не должно отвлекать от качественной игры по роли. - Что такое внимание? Какие режимы направленности внимания вы знаете? Приведите примеры коллективного и индивидуального управления вниманием из вашей деятельности.
Внимание - это способность осознанно выделять объекты из общего фона и концентрироваться на них до достижения желаемого результата.
Режимы направленности внимания: внимание бывает концентрированное и деконцентрированное. Концентрированное внимание - это когда объект "вырезается" из фона и идет концентрация только на нем. При этом фон практически полностью игнорируется. Такое внимание хорошо работает когда проблема уже переведена в задачу и требуется поработать над ее решением. Деконцентрированное внимание - это когда внимание направляется на фон, а не на объект. Такое внимание хорошо подходит для работы с неудовлетворенностями или для практики стратегирования (когда нужно сделать шаг назад и оценить общую картину).
Примеры индивидуального управления вниманием: для поддержания режима концентрированного внимания я использую практику "помодоро" в приложении "Focus to do". Для деконцентрированного внимания я использую практику фокусинга. Делаю шаг назад, оцениваю фон целиком и пытаюсь выловить интересующую меня проблему для перевода ее в режим концентрированного внимания.
Коллективное внимание - это идет речь о команде с ее экзокортексами. Например когда мы совместно работаем над таблицей во время собрания - это пример коллективного внимания. - Какие уровни внимания вы помните? Вспомните вчерашний день и опишите, какие уровни внимания вчера вы задействовали. Какие уровни внимания вы задействовали в последние 2 недели? Каким уровнем вы не занимались?
Уровни внимания бывают:
- Уровень момента - это уровень от нескольких секунд до полутора минут.
- Уровень фокуса - это уровень десятков минут-нескольких часов.
- Уровень привычки - это уровень изменения жизни. Здесь речь идет о нескольких месяцах-нескольких лет.
- Уровень жизни - это уровень изменения жизни. Здесь речь идет о десятках лет.
- Потенциально есть уровень эпохи.
В последние две недели я задействовал уровень момента, фокуса и привычки. Я не занимался уровнем жизни. Я примерно понимаю что мне нужно делать в ближайшие месяцы-пару лет. Но дальше - туман
6. Что такое сознание? С какими режимами работы мозга оно связано?
Сознание это такой "переключатель", который позволяет переключаться между разными режимами внимания. Оно связано с режимами: наведение внимания, удержание внимания (бесперебойность), присмотр за вниманием (осознанность).
7. Какие функции сознания вы изучили? Приведите примеры на каждую функцию
8. Для чего нужен экзокортекс? Как он помогает в деятельности? Приведите примеры вашего полезного и вредного экзокортекса.
Экзокортекс помогает усилить внимание, память, избавляет от необходимости все держать в уме. Голова должна заниматься творческой работой, а не держать все в уме. Экзокортекс помогает осознанно работать с постановкой полезных привычек и их отслеживанием. Он страхует меня от желания слиться и помогает в моменты истощения силы воли. Например, я записываю туда все входящие: задачи, мысли, рекомендации по книгам. Обязательно разбираю раз в неделю. Это помогает мне устранить беспокойство по поводу того, что я могу пропустить что-то интересное.
У меня два экзокортекса: focus-to-do+Obsidian. Планирую приобрести себе смарт часы для усиления фокуса на уровне момента. Моим вредным экзокортексом был мой телефон, который использовался в основном для соцсетей и игр.
9. Выберите практику, которую раньше поставили / хотите поставить, и опишите постановку по модели практической осознанности.
Я хочу поставить практику игры на калимбе (музыкальный инструмент). Я провел "пропитку", посредством просмотра видео на YouTube+изучил какие калимбы лучше подходят для начинающих. Когда прошли эмоции и мотивация начала угасать я заметил что калимба пылится на полке. Я отследил эту неудовлетворенность и перевел ее в конкретно сформулированную проблему. Далее я для себя обозначил, что буду играть на калимбе раз в день - полчаса. Для отслеживания этой практики я записал ее в чек-лист привычек. Теперь буду отслеживать.
10. Почему ошибки – норма для человека?
Наш мозг работает следующим образом: он выдвигает гипотезу, тестирует ее и если она работает, то ей можно пользоваться. Самый действенный способ обучения - это способ варвара. Когда ты просто начинаешь делать хоть как-то и улучшаешь деятельность в процессе возникновения ошибок и получения обратной связи. Я уже много раз замечал, что постоянно есть волнение и ожидание идеальных условий перед началом чего-то нового. Когда я перевел модель обучения "варвар" в осознанный режим - стало легче. Я постоянно напоминаю себе, что просто начни делать, а в процессе разберешься. Самое главное - собирай как можно больше обратной связи и работай над ошибками.