Целеориентированная коммуникация – во время изучения главы «Целеориентированная коммуникация» в курсе «Онтологика и коммуникация» для меня стало большим открытием то, что существует такое определение как «импликатура». А еще бОльшим открытием для меня стало осознание факта, что я использую импликатуры постоянно. Да и от других людей так же слышу их постоянно. Проанализируем банальный пример моего диалога с молодым человеком: я звоню и спрашиваю: «Ты скоро придешь домой?», он отвечает: «Мне еще надо заехать помыть машину и завести пиджак в химчистку». Скоро он придет? Ответ нет. Откуда я это узнала, ведь явно он этого не произнес? Однако, на основании его слов я смогла сделать некоторое умозаключение, позволяющее трактовать что будет он нескоро.Раньше я бы и не обратила внимания на этот факт, т.к. зачем мне «размусоливать» что да почему, я же узнала, что хотела. Но теперь, зная, что оно есть, я понимаю и правила - на основании чего же осуществляется подобное «домысливание». Это яркий пример того, насколько многогранны возможности нашего речевого аппарата.
Причинность и моделирование — оказались для меня одной из самых сложных тем, т.к. оказалось, что важно не перепутать причину и искажающий фактов, а также правильно определить, что является медиатором. Я поняла, что это действительно удобный инструмент для отображения причинно- следственных связей и создания хороших наглядных объяснений. Буду использовать как в рабочих целях, так и в личных.
По итогу курса я поняла, как важно разобрать и «настроить» свои действия:
- вытащить действие из «автоматизма»;
- разобраться, почему я поступаю так или иначе;
- понять, как правильно или более рационально;
- вернуть обратно в «автоматизм» улучшенную версию действия.
Думаю, основная ценность курса для меня заключается в осознании, что я могу проводить более успешные коммуникации и экономить много времени, если буду:
- следовать правилам в любой кооперативной коммуникации, а не только тогда, когда знаю вопрос хорошо. Не теряться, принять то, что знать все на свете нереально;
- призывать и других следовать правилам кооперативной коммуникации в общении со мной: если я понимаю, что, например, разработчик перешел на свой язык и я явно потеряла суть происходящего, да и вообще его уже понесло в сторону - не молчать, а призвать его общаться на понятном мне языке и в рамках обсуждаемой темы.
Желаю удачи и успехов создателям курса и преподавателям! Ребята, вы делаете колоссальную работу, огромное вам спасибо за улучшенную версию нас – ваших учеников!