Ребенок начинает учиться и познавать мир со слов “мама”, “папа” и “я”. Также человек учится в любом возрасте, только слова учит уже другие.
Человечество придумало ментальный мир знаков (буквы, цифры и т.п.), чтобы лучше моделировать физический мир и созидать. Понятием “мама” выражается целый мир для любого человека. Невозможно дать одно определение этому понятию, оно многозначно.
Ребенок не изучает понятие “мама” через определение. Человек понимает смысл понятия через связь с другими понятиями, а также посредством связи с физическим миром. Например, ребенок сопоставляет понятие "мама" с человеком, который заботится о нём, он понимает как понятие “мама” связана с “папой”, с “бабушкой” или с “рамой”, которую надо мыть. Также ребенок видит, что “мама” есть у слонёнка.
Похожим образом изучаются все теории. К сожалению, преподаватели редко требуют изучать понятия в каждой дисциплине, понимая связь с другими понятиями. Например, поэтому при изучении системного мышления рекомендуется изучать понятия парами или тройками: роли - практика - рабочий продукт, функция - конструкция, целевая система - надсистема - система создания и другие. Полный перечень таких понятий смотрите в блоге ШСМ.
Можно по примеру Эллочки-людоедки довольствоваться ограниченным словарем понятий, которого хватит чтобы выразить любую свою мысль. Но мир сложный и новые проблемы требуют новых теорий с новыми понятиями. Поэтому человек начинает учить понятия с рождения и продолжает учится всю жизнь. Мама, папа, система и другие многочисленные понятия помогают человеку познавать и менять мир к лучшему.
Источник: https://t.me/systemsthinkinglife/154