Кризис веры и антикризисное мероприятие

ТУ ДУ ТУ ГОУ

23-24 апреля прошла очередная ежегодная прикладная конференция ШСМ. Основной формат был онлайн. А я вот взял и аж из Воронежа припёрся специально в московский офис Школы. Мало что потратил все выходные на конференцию, зачем же еще на логистику до Москвы?!

Потом понял – надо было преодолеть кризис веры. В конце 2021 года я закончил практикум «Системный менеджмент и стратегирование». И это было непростое приключение. В начале 2022 года ожидал применения всего этого багажа в новом бизнес-проекте моей компании. Кроме того, несколько вдохновленных моим примером коллег планировали начать групповое обучение в ШСМ.

Но после известных событий бизнес-проект потерял актуальность. Тут и импортное оборудование за валюту, и скачки цен на товары-субституты, и запретительная ставка кредита. А коллеги вместо учёбы сосредоточились на выживании бизнеса и адаптации к новой реальности.

Я приуныл – где ж в такой ситуации место разумному, доброму, вечному, рациональному и этичному?! Вот и пошёл послушать – что там нового в практике? Системное мышление еще даёт тру-результаты не всяким гениальным Илонам Маскам, а вот таким как я?

Оказалось, очень даже дает! Cмотрите, какие необычно сложные проекты были в докладах:

  • расширить тесситуру с 1,5 до 3 октав
  • успешно учить сложным абстрактным знаниям без супер-препода
  • на порядок повысить многим людям телесную чувствительность за 15 мин.

И это я не беру более «традиционные» для школы системного менеджмента бизнес-доклады.

Спасибо Школе, пошатнувшаяся вера в интеллект восстановлена!

МИНУТКА ЕВАНГЕЛИЗМА

Что любопытно, вокруг конференции мне довелось попробовать рассказать моим московским друзьям о деятельности ШСМ. Понятно, что цель коммуникации с их стороны была «а нам оно пригодится?».

И тут я немножко просел: оказалось, что абстрактный рассказ про учебную программу школы – не залетает. Как и в случае с бизнес-моделированием, рассказ про образование «в типах» люди не вкуривают. Даже на моих личных примерах вкуривают, но плохо. Только через приземление в их личный домен, в их предметную область. Легче всего оказалось втащить людей на системный фитнес – чтоб избавить от боли в спине! Постучать пришлось даже не "по столу", а вот прямо по собеседнику. Ну ничего, тут главное один раз укусить...

Неожиданно метафора «учат фундаментально как в вузе» оказалась удачной. Но есть проблема - всем понятно, что в привычных вузах программа устарела. А вот какие простые и убедительные аргументы привести, почему в ШСМ программа свежачок?

Наконец, я затруднился от вопроса «ну ладно, если они такие передовые, то где их Майбахи?». То есть мы, выпускники, конечно, радуемся успехам друг друга на конференциях, есть чему! Но, увы, вопросы престижа и ачивок никто не снимал с повестки. Нужен какой-то яркий кит самых ярких проектов, в которые выпускниками вплетено ДНК Школы, нужен звон!

Дополнительный бонус – рассказываешь про пользу другим, возвращаешь уверенность себе. Продолжу опылять.

Юрий, большое спасибо за рефлексию! Очень полезная обратная связь, которую взяли в проработку. Мы реально хотим поменять культурные коды, поэтому занимаемся просвещением. Например, в культуре говорят, что “я свои университеты закончил”, но мы хотим сформировать мнение о том, что за свою жизнь современный человек должен будет 3-5 раз получить высшее образование. И вот такое противопоставление с традиционной культурой является просветительской деятельностью.

Наша деятельность не дает быстрых эффектов, для нас это даже не совсем стартап в традиционном виде, где все хотят быстро увидеть 10Х роста. Пока мы руководствуемся тем, что нашли для себя смысл жизни. Уверен, что многие наши единомышленники его тоже нашли. Но мы, конечно, ставим задачу роста, и даже 100Х или 1000Х. Однако, это не будет канализироваться в майбахи (тут как раз пример культурного кода, который нужно менять), нам нужны средства, чтобы увеличивать число умных людей и чтобы создавать успешные системы. За деньги покупаем время других людей, чужой интеллект и технологии для системы создания.

К сожалению, даже правильное высшее образование не гарантирует быстрого роста благополучия и богатства, хоть и защищает от бедности. Многие выпускники сразу получают кратный рост, и если сравнить в процентном отношении с выпускниками лучших вузов, то наша статистика будет лучше. Но про яркость взял на заметку, спасибо!

Не совсем понимаю какие могут быть простые и убедительные аргументы про актуальность программы. Это тоже культурный код, который складывается годами. Например, все знают, что МГУ крутой вуз в России, а Гарвард еще лучше. Поэтому мы будет работать над тем, чтобы просвещать людей, и это к сожалению, сложно и долго. Это пропитка. которую не сделаешь за один раз. Вот вы попробовали рассказать один раз, и кажется, что не получилось. Однако, с первого раза мышление и культура не меняется, тем более, если речь идет о высоких материях))). Так что запасаемся терпением, спокойно работаем и получаем от этой деятельности удовольствие. Главное, что нет беспокойства за будущее, а есть уверенность, что занимаемся большим делом, которое обязательно выстрелит.

В добавление относительно того, что наша программа “свежачок”. Мы свои курсы помечаем годами разработки. Вряд ли кто из государственных вузов может таким похвастаться. Речь именно о фундаментальных курсах. Более подробно о ШСМ еще вот тут можно прочитать: https://blog.system-school.ru/2022/05/05/o-shsm-maj-2022/.

Ну и кстати, высшее образование - вотчина государства, но мы в отличие от государственных вузов не имеем госбюджета. Однако, мы постараемся сделать этого полноценный бизнес. Как раз за счет просвещения и изменения культуры: Почему в бизнесе важно просвещение... - Tseren Tserenov | Facebook

Церен, я заострю тезис.
Стоит ли Школе уже сейчас, в режиме early-often подбирать ключик к тем, кто меряет успех “майбахами”? Ведь при всех условностях “майбах” это нормальное в общем мерило успеха: общество свой ресурс отдало за воплощение каких-то возможностей. По-моему, стОит, т.к. изменение культуры слишком небыстрое занятие, приходится работать с теми потенциальными клиентами, уж какие они есть. И для этого нам придётся подобрать аргументы для таких людей на их языке: на языке престижа.

Скажем, где-то такой любопытствующий должен увидеть, что научный руководитель ШСМ входит в борд ActInf наряду с мировыми экспертами в области. Где-то он должен увидеть выпускников, занимающих или занимавших на момент обучения (чтоб не париться с обновлением инфо) серьезные должности в известных компаниях. Чтоб представить “ага у человека на должности такого масштаба в компании такого масштаба была проблема, и он поверил в то, что знания ШСМ дают её решить”. То есть на канале можно посмотреть 1,5 часовой доклад об успешном проекте одного человека, но нельзя за 1,5 минуты увидеть примеры, что “многие выпускники сразу получают кратный рост”.

Про годы разработки идея годная. Только мне кажется, что к году разработки стоит в описании курсов указывать статистику материалов, на которые основан этот разработанный курс: 5 ссылок 2015 года, 7 ссылок 2018 года и т.д. Ведь можно и в 2022 году выкатить курс на старье замешанный.