Разбор кейса интернет магазина. #СМС23

На первом уроке курса системное мышление и стратегирования, я и студенты разбирали пример целевой системы из моей предметной области.

Моя предметная область это электронная коммерция и конечно же, я завел речь об интернет магазинах.

Абстрактные понятия.

Первое, я осознал, что нужно уходить от абстрактных понятий, я думаю это связано с тем, что обычно сложно договориться о словаре и что понимается под тем или иным абстрактным понятием и лучше сразу начинать с конкретных примеров.

Например:

  • Достаточно сложно понять, что я имею в виду, когда я говорю, например слово “покупатель”. Так как это может быть другой компанией, группой людей (семья), отдельный человек. Или например, слово “товар”. Товаром может быть комбайн, а могут быть скоропортящиеся био материалы.
  • Если я говорю о роли “покупатель” то неплохо бы понять, как он взаимодействует с целевой системой. Может оказаться, что на самом деле нету покупателя а есть разные роли, например, плательщик, бенефициант, получатель покупки и прочее.
  • Анатолий использует метафору животных/зверей, те зверем может быть и мышь и слон и кот, неплохо бы уточнять, о чем идет речь.
  • Проще разбирать целевую систему на конкретных примерах их жизни. Поэтому тут и далее под покупателем имеется в виду профессиональный фотограф, который покупает профессиональную цифровую камеру для себя, те он представлен в ролях плательщика и бенефицианта и получателя. Под интернет магазином подразумевается B2C интернет-магазин, например Canon, продающий камеры профессиональным фотографам.

Целевая система

Второе, это про выделение целевой системы:

  • Я конечно, прочитал в книге про системное мышление пример с магазином, поэтому я уже знал, что может являться целевой системой. Однако, я попытался сам продумать, как бы я к этому пришел, и тут возникают сложности.
  • Почему то сначала хочется думать про создающие системы и про build-time, время создания. В моем случае, моя компания настраивает и внедряет программное обеспечение и тренирует орг звенья для компании-интернет магазина. Те получается, что я подхожу к мышлению о целевых системах вообще из другого времени, вместо run-time/времени эксплуатации я думаю о build-time.
  • Когда я начинаю думать о run time, я представляю настроенный софт в момент работы в виде интернет браузера с загруженными страницами товаров и пользователями-потенциальными покупателями которые взаимодействует с этими страницами. А также, организации звеньями которые работает с этим же софтом и заводят данные о продуктах и прочее.
  • Я понимаю, что основной целью этого взаимодействия, является создание заказа.
  • Однако, сам заказ нужен только для того, чтобы покупатель получил товар/продукты, описания которых ему понравились, в руки/на порог своего дома. Кажется, что товар в руках покупателя и является целевой системой.
  • Однако, Анатолий меня поправляет, замечая, что это не полная картина, следует также учитывать деньги за товар на счетах продавца/интернет-магазина.
  • В целом, такое двустороннее/многостороннее рассмотрение целевой системы заставляет меня думать о слове транзакция (как обмен), которую можно определить, как мне кажется, только через взаимодействие, то есть по изменениям (физическим) у взаимодействующих сторон. В нашем случае мы имеем в виду результат транзакции, те товары в руках покупателя, и деньги на счетах продавца. (Причем тут есть асинхронность, моменты получения денег и товаров разделены во времени, иногда речь идет о месяцах).
  • И тут я понимаю, что вся эта последовательность не соответствует рекомендуемой последовательности нахождения целевой системы из курса по системному мышлению, так как первый шаг должен быть вовне в окружение (в момент run time) и в поиск границы между целевой системой и надсистемой/окружением.

Надсистемы.

  • Что же является надсистемой? Хочется сказать, что это и есть сам покупатель и что нужды самого покупателя и удовлетворяются этой покупкой. Но тогда непонятно, является ли покупатель внешней проектной ролью и одновременно надсистемой?
  • Совершенно точно, покупатель является внешней проектной ролью со своими потребностями к надсистеме.
    Сам покупатель, вряд ли является надсистемой, так как мне сложно представить отношение часть-целое между покупкой и покупателем.
  • Кажется, что покупка может входить в разные надсистемы, в зависимости от того, из чего она состоит (какие товары). Однако, это приобретённые товары (подсистемы покупки) могут входить в разные надсистемы, а не покупка.
  • Покупка это результат взаимодействия между покупателем и продавцом, она не связана отношением композиции с покупателем.
  • В моей предметной области, часто говорят о Customer Experience, как о чем то, что нужно создать. Это процесс взаимодействия между покупателем и различными сервисами продавца как онлайн так и оффлайн (называется omnichannel experience)
  • Если представить именно процесс с точки зрения взаимодействия покупателя и продавца / интернет магазин в 4D, то можно выделить следующие уровни:
    • Customer journey Над над система. Процесс взаимодействия покупателя и интернет магазина включая взаимодействие до и после покупки.
      • Purchase journey Над система. Процесс взаимодействия покупателя и интернет магазина во время покупки. (В него входят складские службы + склады, службы доставки, службы поддержки, покупатель, софт на серверах в момент процесса покупкии сама покупка)
        • Purchase Целевая система. Покупка.
          • Goods
          • Money
        • Running software
        • Warehouse
        • Etc.
      • Pre-purchase journey Система в окружении над системы. Процесс взаимодействия покупателя и продавца до покупки.
      • Post-purchase journey Система в окружении над системы. Процесс взаимодействия покупателя и продавца после покупки.
  • Мне не очень нравится описания уровней в виде процессов, но пока что получается как описано выше.

Простите, за то что лезу в чужой огород, но хотел бы поделиться мыслями из роли стороннего наблюдателя и студента ШСМ.

В целом, такое двустороннее/многостороннее рассмотрение целевой системы заставляет меня думать о слове транзакция (как обмен), которую можно определить, как мне кажется, только через взаимодействие, то есть по изменениям (физическим) у взаимодействующих сторон. В нашем случае мы имеем в виду результат транзакции, те товары в руках покупателя, и деньги на счетах продавца. (Причем тут есть асинхронность, моменты получения денег и товаров разделены во времени, иногда речь идет о месяцах).
Я бы посмотрел еще на один уровень выше. Фотограф покупает товар, для того, чтобы удовлетворить свои потрребности, имея при этом свои интересы. Если так окажется, что они купленным товаром не удовлетворены, то:
  • Товар надо вернуть (За чей счет? Как его отправить? Как исключить порчу во время транспортировки?)
  • Деньги тоже надо вернуть/или не вернуть
  • Товар не подошел, потому что в системе «Интернет магазин» были недостаточно хорошие описания?
  • Ну и так далее.
Система в глазах смотрящего, и поэтому в зависимости от того какому фотографу вы продаёте будет зависеть и надсистема. Почти наверняка для покупателя ваш магазин — enabling system/система в обеспечении/с новой терминологией еще не знакомился, пользуюь версией 2020 года. Вы помогаете покупателю создавать его систему:
  • Для профессионального фотографа — по созданию рекламы или свадебной съемки;
  • Для любителя — по созданию памятных фото.
  • И так далее.
В вашем размышлении вижу много бэк-офиса/подсистем, но мало фронт-офиса/надсистем и предпринемательского размышления о том, кто создаёт возможности для существования интернет-магазина.

Извините, если не правильно понял контекст, и то о чём я говорю, вы проговариваете очно.

Мне кажется, что тут небольшая путаница. Вы не смогли описать целевую систему в вашем комментарии. Вы описали различные системы создания/обеспечения, например товар в руках фотографа, которые входят в другие системы создания, такие как свадебные съемки, например.

Но целевой системой для фотографа тут, вероятно, являются “воспоминания”, которые вызываются фотографиями/видео свадьбы на различных носителях, и внешние проектные роли это, например, вспоминатель (не знаю как правильно назвать :slight_smile: ) , который хочет иметь возможность посмотреть на эти фотографии через 1 год и обрадоваться или через 20 лет и всплакнуть, или невеста, которая хочет выглядеть на этих фотографиях замечательно и вспомнить,какой красивой она была, и т.д. Те это системное разбиение возможно не точно, но уже понятно, что оно слабо связано с интернет магазином, и скорее связано с самим товаром - камерой, что чаще всего является заботой производителя фотокамер и фотографа в первую очередь.

Интернет магазин создает взаимодействия между фотографом в ролях: плательщика, бенефицианта, получателя доставки, интересующегося, и прочих и различных служб магазина. Эти взаимодействия (множественное число, так как взаимодействие будет зависеть от роли) создаются с целью создания покупки. 

Например, в роли плательщика, одна из потребностей, это осуществление оплаты не вставая с дивана. Какую надсистему описывает эта потребность? Она описывает что то вроде процесса покупки , который входит в “покупательский опыт”, те у покупателя есть какие то ожидания от опыта взаимодействия между ним и продавцом. Если эти ожидания/потребности не удовлетворяются, он пойдет в другой магазин. Товар тут важен, потому что он должен быть в наличии и правильно описан и так далее, но более важно это удобство покупки те тот самый “покупательский опыт”, те возможность создания покупки как товара в руках обмененного на деньги, как можно быстрее (например с доставкой в течении часа) и дешевле (например по купону или по балам программы лояльности) или все вместе (например покупка в один клик мышкой на сайте интернет магазина!), что позволяет покупателю-фотографу выбирать именно этот магазин, а не какой либо другой. 

Вот если мы описываем потребности фотографа как бенефицианта, то вы правы, ему нужно правильное описание товара, возможность возврата и тд. но все это является частью Customer Experience = Покупательский опыт.

Мне кажется, что я промахнулся с Customer journey и вместо этого нужно более четко описать надсистему именно как Customer Experience.