В этой заметке, я хотел бы рассказать про развитие понимая системных уровней на моем личном примере.
Первый более менее осознанный опыт работы с системными уровнями я получил много лет тому назад, когда мой начальник, при ответе на мою просьбу “Я не понимаю что мне делать, помоги?”, ответил: “Давай сначала подумаем что нужно нашим заказчикам и что им важно”.
Понятно, что тут не было речи о системах из системного мышления, но сам ход вверх в сторону внешних проектных ролей и их объектов интереса был очень полезен. Это позволяло понять, о чем в проекте нужно думать и что действительно важно. Конечно список объектов внимания сильно дополнился альфами из курса Системное Мышление, однако на тот момент времени это было спасительной соломинкой.
Второй подобный опыт я приобрел играя роль системного архитектора, сам того не осознавая, пытаясь спроектировать систему вместе с заказчиками. Я помню себя сидящего на встрече с постоянно отвлекающимся вниманием, так как на каждую новую потребность заказчика у меня тут же рождалось решение включающие в себя несколько нижележащих уровней.
Несколько позже, я осознал, что это не самая эффективная стратегия и гораздо менее энергозатратно, было бы оставаться в своем мышлении на определенном (достаточно высоком) уровне абстракции. Потом я понял, что эти уровни удобно разграничивать по какому то функциональному признаку или в какой то другой разбивке.
Так я перешел от хаотичного перевода внимания к более менее похожему на системный перевод внимания между объектами разных системных уровней.
И наконец, совсем недавно, я начал обращать внимание на ситуации, когда я сам или кто то из моего круга общения пытаются объяснить что то используя для этого только один из системных уровней. Редукционный подход, как правило выглядит достаточно убедительно. Однако, он не выдерживает никакой критики. Особенно это заметно на корпоративных встречах, когда какую то проблему компании пытаются объяснить одним феноменом, причем часто, это просто является каким то одним наблюдением/суждением. Работа с объяснениями из онтологии тут очень помогает!
В целом, получается чаще и чаще сопоставлять яблоки из жизни и яблоки из учебника, чем я очень доволен.