Глава 1.
Некоторые приматы тоже объединялись в большие группы. Я бы сказал, люди не быстро реагировали, а успешнее всего реагировали (успех включает в себя адекватность/приспособляемость и скорость) на изменения в окружающей среде, а не в физическом мире (основные константы физического мира все-таки остались неизменными).
Ментальное пространство и мир описаний не тождественны друг другу, это лишь пересекающиеся множества. С помощью ментального пространства происходит не только сближение людей, но и их разобщение.
Говорить о том, что модель действительности человека лучше, чем у животных, во-первых, пока рано. Если человек уничтожит планету, вероятность чего повышается, то вряд ли такая модель может быть лучше.
Животные, в принципе, не могут создать модель физического мира, им просто создавать ее нечем (за исключением примитивных моделей у высших приматов). У некоторых видов обезьян уже есть зачатки ритуалистики. Высшие приматы тоже могут откладывать удовольствие и рисковать собственной жизнью.
Успешность моделей мира определяется не только алгоритмами обработки знаний, но и онтологией. Чем более адекватная онтология, тем точнее модель мира; то есть успешна модель мира - это онтология + теория + логические операции над онтологиями.
Я бы разделил действительность на физическую реальность (твердую) и ментальную (интерсубъективную реальность в терминологии Юваля Ной Харари). Коммуникации людей далеко не всегда обмен, часто это конфронтация.
В человеке, кроме отображения физического мира, существует еще и отражение интросубъективных реальностей.
Ответы на вопросы:
- Потому что у описания физического мира может быть разная онтология, разная теория. У описания физического мира может быть разная цель. Пример - географические карты. Сначала они были просто с контурами морей и материков, потом появились стороны света, потом координатная сетка и т.д.
Глобус как модель мира хорош для учеников школы, но по нему совершенно невозможно летать на самолете, то есть моделируемая физическая реальность одна, цели ее моделирования разные, поэтому и модели разные. - Отличаются подходом:
- он научный,
- у хороших теорий вероятность предсказания выше.
- Смотря то, что мы понимаем под свободой выбора. В каких-то ситуациях обладает, а в каких-то не обладает. Здесь мнение физиологов часто расходится с мнением философов.
- Семья, друзья, сотрудники, социальные сети, информационные потоки влияют непосредственно. Некоторые разрушают. Например, чрезмерное увлечение соц. сетями.
- Плюсы:
- Повышение продолжительности и качества жизни,
- Рост материального благополучия,
- уменьшение насилия,
Минусы: - повышение вероятности уничтожения человечества благодаря новым знания и технологиям,
Сложности: - опережающий рост возможности уничтожения над способами их сдерживания,
- неравномерность развития человеческого капитала
- появление технических возможностей.
- Мир меняется все быстрее. Интеллект дает возможность приспособиться к скорости быстроменяющегося мира. Развитие интеллекта происходит по мере решения интеллектуальных задач и его тренировки.
Интересы сложных людей увеличивают сложность мира, интересы простых упрощают.