Являются ли видеоигры активным видом отдыха?

В настоящем эссе хочу поразмышлять на тему того, являются ли видоигры активным видом отдыха? Я заведомо исключаю из рассмотрения «Ящики Скинера» мобильных и социальных игр и рассматриваю игры для персонального компьютера и игровых консолей.

Курс определяет активыные виды отдыха через определение «Потока»:

Активным досугом будем считать деятельность, которую Михай Чиксентмихайи в своей книге «Поток» относил к потоковым занятиям. Потоковыми практиками досуга являются чтение, танцы, любительский спорт, игры, сочинение музыки и стихов и т.п. Различные виды хобби и развлечений являются потоковыми, если они одновременно дают радость положительных переживаний и позволяют человеку бесконечно развиваться.

И если с радостью положительных переживаний, вроде бы, никаких вопросов нет, то к бесконечному развитию вопросики есть. И хотя мы сознательно исключили однозначно вредоносные игры, всё равно в нашем определении есть огромный спектр от ААА-блокбастеров с сюжетом, которые вполне могут сойти за интерактивную историю до мультиплеерных стрелялок, вроде PlayerUnknown's Battlegrounds или World of Tanks.

Для оценки пользы в виде бесконечного развития мы возьмём другой чек-лист из домашнего задания к тому же модулю:

  • страдают ли от вашей привычки другие люди;
  • наносит ли привычка ущерб вашей жизни;
  • не отвлекает ли привычка время, которое можно было бы инвестировать с большим смыслом.

Речь идёт о привычке, но что такое регулярные игры, как не привычка? Вопрос в том, насколько она вредна?


Страдают ли от видеоигр другие люди? Наверное такие ситуации возможы, когда играешь вместо того, чтобы делать уроки или работать. Но такое злоупотребление возможно и с другими хобби. Так что этот пункт оценивается индивидуально, но будем считать, что такую активность выбирает для себя личность, желающая бесконечно развиваться и осознанно подходящая ко времени. То есть не в ущерб другим делам.

Наносит ли видеоигры ущерб нашей жизни? Тоже очень индивидуально и сопряжено скорее со злоупотреблениями. Аргументы в порче глаз и неподвижном образе жизни я отвергаю по этой же причине, они зависят не от самой видеоигры, а от подхода. Если сидеть 16 часов в сутки не выходя из дома и играть в компьютер, то ущерб очевиден. Если поиграть час после работы с женой или детьми, то всё может быть ровно наоборот.

Не отвлекает ли привычка время, которое можно было бы инвестировать с большим смыслом? На мой взгляд это самое интересное. Если первые два пункта, в действительности связаны скорее с поведением, чем с самой видеоигрой («Убивает не оружие, а люди», асоциально можно и чтением увлекаться), то вопрос какой же смысл и пользу может принести видеоигра?

Мой первый тезис, «Время потраченное с удовольствием не потрачено». Он всё еще оставляет большой спектр негативных трактовок, но если у игры есть сюжет, за ним интересно следить, для прохождения игры требуется совершенствовать мастерство(!) прохождение игры, решая различные кейсы, загадки и головоломки, то чем это отличается, скажем от чтения? Или настольных игр? Современные игры это, практически, произведения искусства, которые ты активно(!) исследуешь. Это косвенно порождается таким явлением, как Let's play, когда как раз контент прохождения игры потребляется пассивно. Ты смотришь как игру проходит другой игрок. Это само по себе интересно.

Мой второй тезис относится как раз к мастерству, которое совершенствуется в игре. Многие игры требуют внимания, реакции, координации, которые тренируются в ходе игры. Есть игры стратегические, где нужно уже подумать над кейсами теории игр, теории ограничений, есть простор где применить практики из соврешенно других областей. Есть игры многопользовательские, начиная от тех же «танчиков» и заканчивая играми на одном телевизоре на семейном празднике или вечеринке.

Мой окончательный вердикт, что видеоигры — это хорошее и активное хобби, когда нет злоупотреблений. А для этого надо тренирвать мастерство собранности! Потому что даже самые лучшие игры изобилуют крючками и заманухами, которые растягивают время прохождения. Почти в каждой современной игре есть такая вещь, как «ачивки» (achievements). Они могут быть логичными и выдаваться за прохождение игры и разгадывание загадок хитроумным способом, но могут быть и такие, вроде «Поиграй 10000 часов» (Самая явная шляпа) или «Собери все фантики», и если ты в целом натура азартная, легко в один момент осознать себя бегающим по игровому миру, собирая эти фантики, в которых уже не так уж много смысла, и вот такая акивность соберет «Бинго» на чек-листе вредных привычек.

Ну а если игровые сессии ограничены, во время игры вы общаетесь или решаете сложные задачки, то всё ок. Если среди читателей есть игроманы, как я, даю вам своё благословение. С помощью практик собранности убирайте из привычек вредные привычки взаимодействия с видеоиграми, и оставляйте полезные.

В качестве постскриптума хотел бы разобрать кейс, когда речь про видеоигры идет не лично вас, а ваших детей. Я совсем недавно начал играть со своим пятилетним сыном в Minecraft. Перед игрой мы заводим будильник на 1 час и заранее продумываем, что мы будем делать. Строить дом, ловить рыбу, копать и так далее, потом уже играем. На предмете этой игры, я показываю всякие архитектурные штучки, что зачем нужно. Объясняю почему в игре это работает, а в жизни нет. Таким образом знакомлю и с мастерством собранности (Играем час, планируем), и с понятием модели мира, и с какими то еще вещами, типа той же координации и внимания, и даже может быть эстетики. Появились темы для разговоря со старшими братьями и сёстрами, легко может вести связанный диалог достаточно долго про игровой мир. Возможно я открываю Ящик Пандоры и рацианализирую ущерб нанесенный детской психике, но на мой взгляд пользы больше чем вреда.

1 лайк

Владимир, отличный пост, спасибо большое!
“В капле – лекарство, в ложке – яд”. Игры вполне себе потоковая деятельность, просто действительно многим сложно остановиться вовремя. Поэтому и обращаем на это внимание)
Умеренность в уделении времени играм (не в ущерб остальному) вполне себе может быть инвестированием времени: особенно если играете на других языках, со сложными игровыми механиками.
Не вижу ничего ужас-какого-страшного в обучении ребенка играм) напротив, как вы отметили, это помимо обучения в игре еще и обучение собранности (не играть днями напролет, не жертвовать остальной жизнью), и постановка привычки вовремя остановиться с детства (дальше поможет по жизни).