Что полезного я вынес из Курса Онтологика и Коммуникация

В основном я занимаюсь разработкой и преподаванием. Курс концептуализирует и упорядочивает то, что я раньше называл "умением связно излагать свои мысли". Вот список того, что я применяю или собираюсь применять: 

  • Типизация(главы 1 и 2). Сейчас это почти переехало в автоматизмы, то, что раньше требовало много направленного внимания, теперь работает в "фоне" и почти не требует усилий на поддержание. Тип "класс" позволил более конкретно выразить, как выглядят хорошие способности к абстрагированию. Очень помогает при обучении программированию. Совершенно новой операцией стало отслеживание роли собеседника. Уже применяю к коммуникациям в проекте, где работаю в качестве разработчика ПО. Сильно упрощает моделирование других и дает понимание, в чем причина того, что они ведут себя "странно". 
  • Объяснения(3 глава). Эта глава -- пример очень компактного и мастерски составленного описания того, как выглядит хорошая эпистемология. Пытаюсь применять в личном общении. Не особо получается, часто сталкиваюсь с тем, что собеседнику кажется недопустимым переход в мету 
  • Графы причинно-следственный связей(8 глава). Заинтересовался, появилось желание прочитать "The book of why". Кажется, что подобному найдется применение, если я решу двигаться в сторону технического менеджмента. 
  • Правила кооперативной коммуникации(5 глава). Уже применяю, пока в основном в личном общении. Сильно расширяет количество способов починить коммуникацию, делает походы в мету продуктивнее. 
  • Заземление. Уже был знаком, курс замотивировал начать активно практиковать. Очень помогает, когда нужно устранить размытость и понять, к чему в физическом мире отсылает собеседник. 
  • Дребезг(7 глава). У меня это работает немного странно, скорее всего потому, что я калибровался на больше на коде, чем на текстах. Сейчас применяю в преподавательской деятельности, уточняя вопросы студентов. 

Наиболее полезной для меня оказалась идея спектра скорость-точность. Она пригодилась мне несколькими способами.  

У меня есть склонность к излишней точности и формальности рассуждений. Мне очень помогло сформировавшиеся за время прохождения курса понимание, что некоторые мыслительные операции лучше делать быстрым мышлением. Например, вместо того, чтобы всегда делать формальную проверку рассуждений собеседника, откалибровать и использовать чувство дребезга. 

Пригодилась часть про выделение навыка вправо, когда берешь какую-то настолько привычную вещь, что не задумываешься, как это делается и начинаешь разбираться в деталях. В моём случае это первым делом получилось с навыками, связанными с контролем движений, вышло очень наглядно. Кроме того, этому нашлось применение в преподавательской деятельности. 

Это выглядит как вытаскивание отработанного до автоматизма профессионального навыка в сознательную зону с целью понять, какие там основные объекты внимания, как научить другого делать это в правой части спектра. Раньше я умел делать что-то похожее, но теперь это происходит более управляемо и, самое главное, я могу объяснить это другим, как это делать, вместо бесполезного "у меня неплохие преподавательские навыки".