Красавчик Рейнертсен и его экономический взгляд как оружие по борьбе с хаосом

"While you may ignore economics, it won’t ignore you" / The Principles of Product Development Flow - Donald Reinertsen.

Рейнертсен красавчик! Сразу декларирует, что его книга это сугубо экономический взгляд на разработку продукта (т.е. соответствующий метод описания, view point). Мало, что заявляет, но также неустанно напоминает читателю об этом на протяжении всей книги. Это сильно помогает не сваливаться во время чтения в другие призмы рассмотрения обсуждаемой тему. The economic view regeneratively improves our understanding of economics - чистейшей воды петля усиливающей связи. Чем больше мы смотрим на вопрос с экономической стороны, тем больше в этой самой экономической стороне и поднатореваем. Справедливо.

Так вот, рассказываю за что дал Рейнертсону статус "красавчика" с первых страниц книги. Не давно, дочитывая "Канбан" Андерсона, чуть себе весь Kindle возмущенными заметками не исчеркал, когда читал про "ошибочные" нагрузки и потери. Там автор приводит совещания, доработки, изменения интерфейса, координационные взаимодействия и т.д. как примеры не обоснованных(не желательных, вредных) потерь. И предлагает схему проверки подобных работ на вшивость: "Чтобы определить, действительно ли данный вид деятельности влечет потери, спросите себя: «Стали бы мы при возможности отводить на него больше времени?» Если ответ отрицательный, то такая деятельность является той или иной формой потерь!"

Я аж слюной книгу чуть не забрызгал (или забрызгал, не помню). Как по мне, то по такому принципу никакая деятельность не стоит того, чтоб на неё отводить больше времени. Чем меньше времени, тем лучше. Как по ТРИЗу: в идеале 0 времени на весь букет функций. Но Андерсон не успокаивался:

"Не могу представить себе клиента, которого волнует вопрос, проводит ли команда совещания на ходу. Клиентам нужна функциональность, которая воплощает их цели, поставляется в срок и обладает высоким качеством. Им совершенно безразлично, нужны ли для этого команде ежедневные совещания на ходу."

Ну как так-то? Клиента по такому принципу вообще не волнует, что у команды там внутри происходит: тестируется продукт или нет; разрабатываются чертежи или сразу навскидку всё режется и собирается в цеху; работают профессионалы или волонтёрят школьники после уроков.

И тут Рейнертсен (как подорожник на разбитое колено, как лавровый лист в украинский борщ без пассировки) заявляет: создание добавленной стоимости — это изменение экономической ценности рабочего продукта… и всё! Теперь через эту призму мы смотрим на все наши работы и проверяем создаем ли мы ценность этим самым или нет. Дональд пишет:

"Эксперты по бережливому производству классифицируют тестирование как форму необходимых потерь, а не как деятельность с добавленной стоимостью. Будет ли экономист рассматривать тестирование таким образом? Нет, если тестирование увеличивает экономическую ценность рабочего продукта. … Снижение риска, которое является основной задачей тестирования, несомненно, создает экономическую ценность для разработчиков продукта. На самом деле снижение риска настолько важно для разработки продукта, что нам необходимо количественно оценить его экономическое влияние."

Вот это подход. Если экономическое влияние? Есть. Правда? Правда! Тогда докажите, измерьте, количественно отразите в цифрах.

Более того, возмущавший меня Андерсоновский вопрос "Стали бы мы при возможности отводить на работы больше времени?" тоже нашел определенный ответ: "Оптимизация никогда не происходит при экстремальных значениях" - вот оно! Правило "лучшее - враг хорошего" в рамках экономического рассмотрения не имеет смысла по этим самым экономическим соображениям. На фига бесконечно увеличивать время на работы, если после определенной точки они же будут нам приносить экономические потери. То есть те же самые работы после определенного времени превращаются в пресловутые waste (потери)!

Возвращаюсь к экономическому методу описания. При всей кажущейся однобокости того или иного метода описания, это мощный инструмент по борьбе с хаосом. Можно эпиграф к этому статье перефразировать так: While you may ignore ethics, it won’t ignore you. И тоже будет правильно! В этом ключе тоже можно будет вести диалог, но не выпадая и не смешивая различные методы описания в один большой русско-украинский борщ (хотел сказать, по старинке, винегрет. Но методологически верно будет ссылаться именно на пример с борщом. Однокашникам понятней)

(книги еще не прочитал, основываюсь на том, что ты описал)

Мысль 1: учесть СМ рассмотрение.

ЦС, стейкхолдеры и потребности. По идее, мы должны трассировать и измерять влияние на удовлетворяемость потребностей. А что у Андерсона («воплощает их цели, поставляется в срок и обладает высоким качеством»), что у Рейнертсена («экономическую ценность рабочего продукта») как будто пропущены альфы возможностей и внешних проектных ролей и идет попытка применить «мерило» напрямую к ЦС.

Например, собственник может удовлетворять свою потребность в самореализации и строить «самую которую методологию тестирования ПО» и это не выразить ни экономикой ни продуктом. Либо есть требование клиента, что подрядчик имеет ISO9000, а влияет ли это на что-то - уже не важно. А в СМ мы можем это вывести и оценить.

Рассказывали мне по одну фирму, где все сотрудники каждое утро встают и поют гимн :slight_smile: Как это влияет на экономику или продукт? И легко сказать что это какая-то херня/потери, но зачем-то это нужно, на что-то это же влияет, какие-то потребности удовлетворяет! Вдруг уберешь и все развалится?

Мысль 2: можно попробовать применить их подходы для сравнения и работы с потребностями.

Рейнертсен: «лучше больше внимания уделить потребности_Х, чем потребности_У, т.к. это даст больший выхлоп потребности_Бабло.

Андерсон: «если вы построили хороший процесс тестирования, который полностью закрывает потребность_качество (не хотите тратить на него больше времени) -> значит вы сделали уже слишком_хорошо», нужно делать минимально необходимое, «фичи-альденте».

Мысль 3: канбан-то он про операционную деятельность, как и flow Рейнертсена.

То есть, нам нужно ускорять поток/конвеер. На входе у нас требования, которые мы должны удовлетворить и мы вроде как на них не влияем.

И тут Андерсон прав на все 100%: выкидываем все лишнее. Можем без тестов? Нафиг тесты. Совещания? У меня сотрудники должны работать как станки, станки не совещаются! итд. Lean - не делаем лишнего, пока сверху не постучали и не попросили делать больше.

А Рейнертсен читерит, если бы он ввел экономику на уровне операционном, то у него бы осталась аргументация как у Андерсона: «можем не тестировать - не тестируем - ищем баланс траты/качество» / «не тестируем (экономим $) и потом тратим на доделки (тратим $) - ищем баланс». А он говорит сразу о добавленной стоимости, то есть стреляет прямо в уровень предпринимательства с уровня менеджмента: «если тестирование увеличивает экономическую ценность рабочего продукта…»

Плохо это или красава? Абстракции ролевых модулей архитектуры предприятия он ломает, но мы не в идеальном мире живем.

"А Рейнертсен читерит, если бы он ввел экономику на уровне операционном, то у него бы осталась аргументация как у Андерсона: «можем не тестировать — не тестируем — ищем баланс траты/качество» / «не тестируем (экономим $) и потом тратим на доделки (тратим $) — ищем баланс». "

Все читерят, все упрощают) Мне нравится идея смотреть на бизнес процессы с точки зрения экономики проекта. И на составляющие проекта как на части экономики проекта. Если у функции есть польза, то она отражается на экономике тем или иным боком. Если мы не понимаем как эта штука отражается на экономике, но без нее как-то совсем не получается делать успешный продукт - значит мы просто не можем пока установить эту взаимосвязь.

К примеру, как с информацией: инвестиции в разработку продукта могут создавать экономическую ценность, даже если они не приводят к созданию успешных продуктов. Это потому, что они могут создавать информацию, имеющую экономическую ценность. А всё потому, что нужная информация снижает неопределенность. Когда мы уменьшаем неопределенность экономического результата, мы создаем экономическую ценность. Это хороший пример трассировки от неявной деятельности ( более того иногда кажущейся бесполезной или неудачной) к к экономической ценности .