Стивен Пинкер: Просвещение продолжается и сегодня

Стивен Пинкер прочёл книжку Дэвида Дойча "Начало бесконечности. Объяснения, которые меняют мир" (2014), в которой показано, как Просвещение начало работать несколько веков назад и какие там были заложены механизмы, обеспечивающие бесконечный прогресс. И он решил написать книжку, в которой на основе статистических данных было бы показано, что Просвещение работает и сейчас. Книжка вышла в 2018 году, «Просвещение сегодня. В защиту разума, науки, гуманизма и прогресса» (на русском пока нет).

Основной тезис книжки: стремительный прогресс, который начался в эпоху Просвещения (17-18 века, https://ru.wikipedia.org/wiki/Эпоха_Просвещения ), продолжается до сих пор и будет продолжаться и дальше. Картина ужасного и непрерывно ухудшающегося мира, которую дают современные СМИ и современные гуманитарии (люди Второй Культуры, https://en.wikipedia.org/wiki/The_Two_Cultures, а первая культура -- это люди науки), глубоко неверна -- она основана на анекдотических свидетельствах, а не данных, на обращении к эмоциям и приверженности глубоко ущербным идеям. А поскольку все эти анекдотические свидетельства вещаются из каждого утюга, то работает психология -- "предвзятость доступности" (availability bias, о чём чаще слышишь, то кажется более распространённым в мире). Например, если все СМИ пишут о терроризме или ковиде, то они кажутся более распространёнными, чем есть на самом деле. И нужно специально тренировать свой мозг, чтобы преодолевать все эти biases/предвзятости, глубоко вмонтированные в биологическую аппаратуру мышления.

Пинкер подчёркивает, что распространение научного мышления началось с Просвещения, и оно продолжается до сих пор -- и приносит свои плоды до сих пор. Мысль "жизнь на Земле неизмеримо лучше, чем в прошлом, и продолжает становиться неизмеримо лучше прямо сейчас" требует отдельной защиты и популяризации. И, конечно, отдельной защиты и популяризации требуют идеи, которые стоят за этим прогрессом.

Пинкер прямо говорит: история -- это история прогресса. И рассказывает, что это такое (рост продолжительности жизни, здоровья, доступа к ресурсам, благосостояния, неравенства в богатстве вместо равенства в нищете, безопасности окружающей среды, мира и даже счастья). Я рассматриваю книгу Пинкера как хороший шаблон того, как надо писать учебник истории. Полоскать мозги детям годами царствования Ивана III или президентства Джорджа Вашингтона как знакомство с историей -- это бессмысленное и бесполезное дело. А вот рассказывать, что происходило с моралью, нравственностью, разумностью, наукой, благосостоянием и здоровьем людей и от чего они главным образом зависят -- надо вот это. Почему? Чтобы не впадать в заблуждения и не защищать идеи регресса и стагнации.

Пинкер не пересказывает Дойча. Впрочем, у Дойча про прогресс, Просвещение и общество написано не так уж много -- вычтите из его текстов рассказы про квантовую физику, эволюцию, эпистемологию, и вы найдёте буквально сотню страниц, пересекающуюся по тематике с книжкой Пинкера. И пересечение по тематике даже не означает, что Пинкер раскрывает тамошнее содержание на пятистах пятидесяти страницах (и ещё две сотни страниц научного аппарата: примечаний, литературы и книжного указателя). Например, Дойч долго раскрывает тезис про два типа мемов: одни реплицируются, защищая себя от изменений, а другие реплицируются, улучшая себя в ходе изменений. И Дойч долго обсуждает два типа обществ: со свободой критики и без такой свободы (на примере Спарты и Афин). Пинкер не касается всего этого. Но он с цифрами разбирает демократию и её следствия, фашизм, терроризм, вред идей Ницше, религиозные заморочки и их вред, приверженность людей искусства несению убедительной для масс, но вредной ахинеи, и много-много подобного.

В книжке довольно неплохой обзор самых разных исследований прогресса, но читать текст нужно с осторожностью: автор пристрастен. Для меня там особо выделяется его уверенность в идее глобального потепления (типа как "уже никто не сомневается" -- неужели?!) и уверенность во вреде президентства Трампа (книжка вышла в 2018, а Трамп победил в 2017). С Трампом вообще смешно: в книжке заявляется, что это неважно, что правителями при демократии становятся самые разные плохие люди, прогресс всё равно идёт. И одновременно заявляется, что победа Трампа -- удар по прогрессу. Удар по прогрессу от Клинтон (Байдена ещё в проекте не было, когда книжка выходила) не обсуждается, трамповские мирные инициативы и снижение налогов не обсуждается, просто рисуется картинка "образцового злодея". В области экономики утверждается, что общества как-то чудесным образом находят способ тратить через налоги правильное количество денег -- ибо если тратить больше, то общество обленится и обеднеет (социализм), а если тратить меньше -- то всё станет плохо (и я так и не понял, что именно). Пинкер ругает правых и левых, но потом ругает и либертарианцев и авторитарианцев. И помещает себя в центр, то есть в этом месте у него "мешанизм". Так что осторожней, автор явно пристрастен к некоторым политическим идеям!

Но в целом книжка хороша -- это некоторый рубрикатор идей, которые нужно учитывать людям, принимающим решения о своей жизни или о том, в каких направлениях улучшать жизнь на земле.

Я сам продолжаю считать, что главное тут -- это стать более разумными, стать (при помощи компьютеров в том числе) умнее, отрастить интеллект побольше. И тогда можно будет решить и проблемы бессмертия, и проблемы космической экспансии, и многие другие проблемы, о которых мы не знаем ещё, что их нужно решать. Пинкер пишет, что:
-- разумность растёт (и даже средний IQ у человечества растёт со временем: лучше кушают, больше упражняют мозг)
-- дело не столько в неразумности, сколько в выключении мозгов при затрагивании вопросов племенной принадлежности (от болельщиков спортивных команд и дискуссий в кругах фотографов "Никон против Кэнона" до приверженцев политических партий). Эксперименты показывают, что если вопрос звучит "неполитически", то выводы будут рациональны. Если вопрос сформулировать "политически", то выводы будут с дикими логическими ошибками.

Поэтому один из интересных выводов книги -- это необходимость воспитания в людях космополитизма (чувство непринадлежность ни к одному племени, нации, команде), ибо психологически все эти biases (предвзятости) включаются именно от командности. Вот эта "зависимость в мышлении от командных/племенных идей" оказывается главным препятствием к качественному мышлению. Это довольно контринтуитивно. Правые и левые умны одинаково, пока речь не заходит о политических вопросах. Далее их мозг подменяется набором готовых противоречивых клише, и аргументация для них не работает -- проявляется предвзятость.

Я в 2018 году (книжка Пинкера вышла в этом же году) тоже написал текст "Можем повторить. Просвещение 2020" (https://ailev.livejournal.com/1430302.html), и цифру 2020 я выбрал просто как красивую цифру в наше время, Now. По сути, у Пинкера тот же тезис -- "Просвещение сегодня", но в моём тексте я предлагаю вроде как "начать сначала, ещё раз", а Пинкер отмечает, что ничего не останавливалось, просто прогресс плохо заметен, и его нужно показывать ярче, нужно просто продложать. Я бы с ним согласился. Не "повторить", а "продолжать, в режиме ошпаренной кошки".

Картинка для привлечения внимания (в книжке 74 подобных картинки): падение стоимости освещения. При всей ограниченности методики подсчёта, график даёт некоторое представление о масштабе прогресса. Представьте себе мир, в котором пользоваться ручкой и бумажкой можно только в светлое время суток, ибо комфортное освещение в тёмное время суток банально дорого! Свет стал дешёвым в исторических масштабах разве что не на днях. А сейчас примерно то же самое произошло и продолжает происходить со связью (в книге про это тоже говорится) и вычислительной мощностью.

UPDATE: обсуждение в https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10221383124021617, в чате блога с https://t.me/ailev_blog_discussion/8876
Текст книги на украинском -- https://flibusta.site/b/578512 (VPN)

Источник: https://ailev.livejournal.com/1574477.html

Добрый день.
Пишу комментарий по домашнему заданию, опробую теорию и прокомментирую пост.
К сожалению или может даже к счастью. прогресс становится медленнее, однако это видно только на макро уровне, поскольку на микро и нано уровне содержимое гораздо несет в себе другой характер.
Вспоминая из чего изготовлены процессоры, представьте кремний, из него выполняется интерактивное оборудование, по данным исследований 90 процентов.
Разработка процессоров, плашек оперативной памяти, жестких дисков, это началось никак ни на макро уровне, а на микро.
Грядет тот день когда производство, наука, исследования, практически остановятся, поскольку вселенная не бесконечная, это как игра в алхимика, если соединил элементы то прошел игру, однако будем надеяться что это будет не скоро и человечество подготовится к этому моменту