Цифровая трансформация это:
-- обратить внимание на модели: как продукта, так и проекта
-- протянуть их по всем стадиям ЖЦ вплоть до эксплуатации
-- связать их друг с другом и с самим объектом
=> и это всё затронет кучу людей => и связанные с этим проекты организационных изменений и будут "цифровой трансформацией"
Надо написать об актуальной цифровой трансформации, в которую я вовлечен. Но курсовой проект строительства АГНКС пока в стадии замысливания. Поэтому расскажу о только что законченном проект. Наработки из него, вероятно, помогут проекту нарождающемуся.
Будет весело, говорили они...
В 2018 году решив, что “ойти - это сексуально”, наша компания подписалась сделать силами внутреннего отдела разработки внешний проект. Надо было “оцифровать” работу строительного холдинга. Нашей задачей было сделать цифровую тень строительного проекта и протянуть цифровую нить от событий на стройплощадке до информационных моделей.
Исходная ситуация - уже не редкость. Данные по строящемуся дому хранятся в нескольких слабо связанных друг с другом информационных системах. Инвестиционные планы строят в табличном редакторе; проектируют объекты – в специализированных CAD-системах; осмечивают…. бюджетируют… отторговывают… всё в разных системах. На границах смежных информационных систем функцию коннекторов данных выполняют люди.
Один перерабатывает инвестиционную модель здания в техническое задание для проектировщиков, другой - объемные характеристики проекта в сводную смету, а следующий человек-конвертор превращает смету в бюджет. Бюджет превращается в договоры … исполнение оных требует контроля материальных потоков, соблюдения технологии и качества … потом приходится работы принимать и оплачивать. Увы, люди накапливают ошибки и задержки в передаче и обработке информации от шага к шагу. Это и предстояло побороть.
Что получилось
В ходе проекта удалось связать данные из нескольких информационных систем:
- архитектурный проект и спецификацию как перечень материалов
- смету, которая увязывает перечень материалов с видами работ и расценками на них
- шаблоны по видам работ и контрольные карты (чек-листы)
- данные из BPM системы по договорам и согласованиям
- данные управленческого учета
- данные из CRM системы.
Все участники стройки теперь называют номенклатурные позиции одинаково. Проектировщики, работающие в BIM. Экономисты и финансисты, работающие в учетной системе. Собственные и подрядные строительные подразделения, находящиеся вне контура учёта. Это оказалось возможно, т.к. в холдинг входят и проектный институт, и завод ЖБК. А навязать волю подрядчикам, которым нужны контракты, было несложно. Теперь я знаю, что такой подход к интеграции данных называется “унификация” и встречается в жизни нечасто. Радусь, что удалось пощупать живой пример.
Что поменялось в работе людей
- Появилась электронная торговая площадка, на которой застройщик выкладывает объемы работ. Подрядчики в унифицированном виде вводят свои предложения по работам и материалам. Согласования из СЭДО, обмен счетами и закрывающими документами по работам - всё тут.
- Сотрудники ПТО стали тратить меньше времени на составление и проверку смет и закрывающих документов.
- Начальники объектов в мобильном приложении проверяют по чек-листу факт и качество работ. Подрядчик в личном кабинете выставляет закрывающие только на объем подтвержденных в электронном виде работ. И получает список замечаний, если таковые имеются.
- Операционные менеджеры видят и время исполнения работ подрядчиками, и скорость приёмки работ на объекте. Видны темпы расходования бюджета на стройку и соответствие этих расходов построенным физическим объемам.
- Сотрудники отдела продаж формируют договора на продажу и спецификации к ним автоматизированным способом. По каждой проданной квартире хранится её прямая производственная себестоимость, данные об использованных материалах и исполнителях работ.
То есть удалось реализовать концепцию цифровой тени строительного проекта и даже в отдельных случаях сделать кусочки цифрового двойника. Например, после внесения изменений в проект прошла корректировка спецификации и сметы - и подрядчики получают исправления в составе своих работ. Или же подрядчики подали в личном кабинете заявку на приемку работ - и на стройплощадке начальник стройки пошел ногами проверять эти работы.
Что НЕ удалось
Не удалось провести цифровую трансформацию в её главной части - в организации труда людей. Несмотря на успешное пилотное тестирование и сдачу разработки Заказчику, стало понятно, что организационно бизнес не готов перевести весь строительный процесс на рельсы разработанной системы.
Это оказался живой пример “скрипки Энгельбарта”. Сложные штуки никто не готов осваивать. И даже никто из топов не готов заставлять нижестоящих осваивать эти сложные штуки - нету никакой веры в человечество. Из функционала системы в боевую эксплуатацию пошли наиболее простые и интуитивно понятные её части. Торговая площадка и чек-листы проверки качества работ, но без сквозной привязки этих результатов к суммовому учёту.
Если проект строительства АГНКС пройдет до фазы стройки, то у нас, сапожников, появится шикарная возможность натянуть собственноручно стачанные сапоги и пройти в них всю дорогу.