Коммуникация в стиле менеджера

Я сейчас прохожу курс "Онтологика и коммуникация". В рамках курса я наблюдаю за собой, за своим стилем общения, и получаю фидбек от других студентов курса.

Выявил интересные моменты о себе.

Что характерно для меня в коммуникации

За последний год у меня произошла трансформация - раньше я был линейным разработчиком, потом стал тимлидом команды разработчиков, а сейчас занимаю позицию директора по разработке в компании. Круг обязанностей поменялся сильно и резко, раньше я отвечал за свою работу, а теперь отвечаю за работу своих подчиненных.

Это больше про менеджмент. И когда я общаюсь на работе с людьми, в 90% случаев я делаю это как менеджер - я разговариваю о сроках, о ресурсах, о требованиях, что может пойти не так.

Это наложило свой отпечаток. Если заходит разговор о разработке/разработчиках, даже не на работе, я начинаю думать в рамках этого разговора как менеджер - "сколько времени займет реализовать то, что обсуждаем. а оно вообще нужно, делать это?"

И все реже и реже я думаю как разработчик - "насколько интересно технически сделать это? какую технологию использовать нужно?".

То есть, если явно не задана моя роль, то в первую очередь я примеряю роль именно менеджера и веду коммуникацию с этой роли.

Правила кооперативной коммуникации

Я общаюсь с самыми разными людьми - дизайнерами, преподавателями, менеджерами групп, разработчиками. У каждой группы людей свой словарь, свои особенности.

И первое правило, к которому я пришел неосознанно, но без которого не получалось - синхронизация словарей. Буквально во время разговора я говорил "стоп, а что значит вот-это-то вот?". Есть специфический сленг ("воронка продаж", "лид", "заморозка") для каждой группы, и люди часто не осознавали, что говорят не со специалистом в своей предметной области.

Я часто нарушал второе правило - количества информации и ее уместности. Я не всегда понимал, с какой роли я общаюсь и с какой ролью, и мог отвечать совершенно не то, что интересовало собеседника. Это частично пофиксилось опытом - после нескольких коммуникаций с человеком я начал понимать, что именно ему интересно.

После прохождения лекции курса про целеориентированную коммуникацию мне еще больше прояснилось, что есть роли, и один человек может в разные моменты времени отыгрывать разные роли. И при общении с одним и тем же человеком нужно понимать его текущую роль. Иногда помогает прямо спросить "ты сейчас говоришь как Product Owner?".

Заметил, что хорошие коллеги часто во время разговора говорят "я сейчас говорю как ...". С такими людьми легко общаться.

Основной способ коммуникации на моей работе - текст, в чатах. Электронная почта мало используется. Используем таск-трекеры для контроля задач. Личного общения мало, везде удаленка. Иногда бывают созвоны. Лично мне такой формат удобен, над текстом можно подумать, перечитать, прежде чем отправить его собеседнику.

Что я могу делать лучше

Первое, что я буду улучшать - это распознавание ролей собеседника. Это особенно важно, когда общаешься с топ-менеджментом. Чаще всего эти люди исполняют много ролей, и для плодотворной коммуникации нужно понимать - они сейчас от какой роли выступают? что им нужно?

Второй пункт - это объем информации, что я даю (и что я требую). Раньше я думал, что чем подробней, тем лучше. После лекции о коммуникации понял, что не все так просто, и иногда слишком много - плохо. Помогает такой способ - представить цель (собеседника или свою), и пройтись по пути достижения этой цели, используя предоставленную информацию. Если где-то непонятно - это нужно разобрать глубже.

Чем дальше в лес, тем больше дров, конечно. Однозначно я рад, что я начал общаться осознанно - понимаю из чего состоит коммуникация, и как ее улучшать.