Как развивать деятельностный кругозор

Поскольку деятельностный кругозор — это знания, то развитие данного кругозора — это потребление соответствующих картин мира и их непротиворечивая связь с уже имеющимися знаниями человека. В университете обычно и преимущественно учат трансдисциплинам, в институте преимущественно учат деятельностному кругозору в определенной деятельности, а в техникуме или на производстве - преимущественно обучают прикладной дисциплине и технологии. Конечно, в университете могут развивать деятельностный кругозор, а в мединституте учат на только о том, как устроена область здравоохранения, но и учат прикладной дисциплине по выбранной на старших курсах специализации.

Что делать тем, кто уже закончил вуз? Развитию деятельностного кругозора в вашей рабочей деятельности способствует реализация рабочих проектов и соответственно инвестированное время в формирование опыта. Тем не менее, для ускорения процесса необходимо:

  • отслеживать прорывы в вашей профессиональной деятельности, о которых можно узнать на профессиональных конференциях, научных семинарах или тематических ресурсах в Интернете;
  • получить кругозорные знания по системному предпринимательству, системной инженерии и системному менеджменту. Для этого можно пройти соответствующие курсы в Школе системного менеджмента. Однако, чтобы стать менеджерами будет необходимо освоить прикладные менеджерские практики (дисциплины и технологии);
  • читать кругозорные книги, в которых дается взаимосвязь разных видов деятельности между собой, а также проводить исследования. Книги Дэниэла Канемана, Насима Талеба или Юваль Ной Харари увязывают между собой разные области знаний и предлагают общие модели. Оформившиеся общие для нескольких видов деятельности модели могут стать трансдисциплинарными (возможно, кто-то сможет сформировать новые трансдисциплины будущего);  
  • практиковать мышление письмом, когда разбираетесь в выбранной сфере деятельности или изучаете взаимосвязь разных видов деятельности между собой. Это необходимо, чтобы связывать текущие знания с новыми картинами мира.

Каждая деятельность отличается друг от друга, но их устройство можно изучать с помощью одного подхода. Подходить к изучению любой деятельности целесообразно через призму предпринимательских, инженерных и менеджерских интересов. Например, общий кругозор по трем областям интересов позволяет таким образом начинать разбираться в индустрии красоты или дорожной деятельности:

  • в предпринимательской области интересов обсуждаем кто является главными потребителями и какие у них первоочередные проблемы: в индустрии красоты – это желающие профессионального ухода, следящие за модой; в дорожной деятельности – автомобилисты;
  • в инженерной области интересов рассматривается продукт, который решает проблемы главных потребителей: правильная прическа, макияж или хорошие дороги и мосты;
  • в менеджерской области интересов обсуждаем как создаются продукты в данных видах деятельности: салоны красоты, включая парикмахера[1], стилиста и т.п.; строительные, ремонтные и эксплуатирующие дорожные организации, в которых задействованы проектировщики, инженеры разных специализаций, менеджеры и т.п.    

Развитие деятельностного кругозора не имеет границ и занимает годы, поэтому необходимо ставить привычку в реализации определенных практик жизнедеятельности бесконечно-развивающего деятеля. В первую очередь, речь идет о стадиях потребления информации и размышления. 


[1] С точки зрения системной инженерии парикмахер и стилист будут называться инженерами, потому что он создают продукт. Однако, в каждой деятельности типовые названия трех ролей предпринимателя, инженера и менеджера могут иметь свои профессиональные названия. Например, в кулинарии инженером будет повар. Тем не менее, минимальный деятельностный кругозор поможет быстро понять в чем задача каждой деятельностной роли.

Источник: черновик онлайн курса «Введение в системное мышление», глава 6 "Ролевое мастерство".